Сибирские огни, 1981, № 8
СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ш полное развитие ленинской основы для утверждения новой дисциплины, найдены формы и средства ее воспитания. Десять советских пятилеток, ставших уже истори ческим фактом, дают возможность про следить, как на совершенно новых нача лах строилась новая дисциплина труда. Дисциплина доверия, дисциплина ува жения, дисциплина инициативы, товарище ства — это И есть новая, коммунистическая дисциплина, которую партия воспитывает в своих рядах и которую она переносит в общество, воспитывая в ее духе всех тру дящихся. Жизнь вновь и вновь подтверждает мысль Владимира Ильича о неукоснитель ном возрастании роли дисциплины труда в создании нового общества. Ныне через каждое рабочее место, не говоря уже о брйгадах и участках, заво дах и фабриках, проходят нити важнейших Народнохозяйственных связей. И малейший обрыв этой нити в любом звене ведет к неизбежным потерям. А «обрыв» нитей в системе народнохо зяйственных связей из-за халатности, низ кой дисциплины, по вине отдельных людей, к сожалению, пока еще не редкое явле ние. Только по вине нарушителей дисцип лины Новосибирск недополучает промыш ленной продукции на сумму свыше тридца ти миллионов рублей в год. На XXVI съезде КПСС в числе главных причин, затруднявших перевод народного хозяйства на путь интенсивного развития, названо отставание уровня трудовой и ис полнительской дисциплины от современ ных требований. • Чем выше ступень общественного раз вития, тем значительнее тробования, предъ являемые к дисциплине, тем больше по вышается ее значение как регулирующего механизма общественной жизни, обеспе чивающего четкое взаимодействие людей. Поэтому заботой о дальнейшем укрепле нии дисциплины проникнуты и Отчетный доклад ЦК КПСС XXVI съезду партии, и заключительная речь Л. И. Брежнева на съезде, и доклад об Основных направле ниях, и сами Основные - направления, и выступления делегатов. Естественно возникает вопрос: почему люди нарушают трудовую дисциплину, до пускают прогулы, нерадивость в труда? Что, они не знают установленных требова ний, норм общественной жизни? Не пред ставляют, какой вред этим наносится об ществу, лично им самим, их близким? В беседах с людьми, находящимися на разных ступенях заводской производствен ной лестницы, доводилось слышать самые противоречивые мнения. В одних коллек тивах руководители ссылаются на то, что слишком часто многие наши меры воздей ствия явно «бьют мимо цели», не хватает времени предъявить требовательность к человеку за совершенный им проступок, не взыскивают с тех, кто не желает в пол ной мере отвечать за порученный ему уча сток, часто идут на компромиссы. Другие считают, что это результат не распорядительности начальства, пассивная позиция, отсутствие конкретных действий, что порождает бесконтрольность. Лоды рями, прогульщиками не становятся в од ночасье... Третьи отмечают, что причина в непро думанном планировании, которое расхола живает коллектив, в перебоях материаль но-технического обеспечения, из-за чего люди, порой неделями, обрекаются на безделье. После этого ничего не стоит опоздать, появиться пьяным, а то и вовсе не прийти на смену. Люди привыкают к «свободному режиму» работы. Четвертьіе полагают, что слабо мобили зуется общественное мнение, которое яв ляется великой силой. Находясь на курсах в Москве, я знако мился с работой одного из подмосковных предприятий — производственным объеди нением «Электростальтяжмаш», где за дисциплину труда введена коллективная ответственность. В случае нарушения дис циплины одним из членов бригады весь коллектив отказывается от премии и она передается другой бригаде, не имеющей нарушений, с которой она соревнуется. Этим соревнованием охвачена половина работающих. Ежедневно в 12 часов по за водскому радио передается, кто побывал в медвытрезвителе, кто прогулял и каких благ он лишился. Здесь создана обстанов ка общественного осуждения и презрения к разгильдяйству, бесхозяйственности и прочим антиподам нашей морали. А часто ли мы вообще говорим об этом во всеуслышание? Во многих коллективах проходят мимо проступков, порочащих честь и достоинство человека. Собрания нередко проводят формально, по принци пу «дружней обсудим — быстрей разой демся». Мы получаем десятки писем, про диктованных велением сердца, говорящих о том, что во многих коллективах отсут ствует требовательность и принципиаль ность в оценке действий нарушителей тру довой дисциплины. Не будем называть кон кретных фамилий,' конкретных предприя тий, потому что дело не в точном адресе и не в количестве. Благодаря усилиям нашей партии, ее ор ганизаторской и воспитательной работе мы добились такого положения, что когда речь идет о правах человека, все встают на их защиту (органы правосудия, контро ля, общественные организации), тут все, что положено, отдай и не греши. А вот когда нужно напомнить об обязанностях, гражданском долге, соблюдении элемен тарных норм, здесь многие молчат и сквозь пальцы смотрят на всякие нару шения. , Из-за постоянного всепрощения совер шенно исчезло чувство боязни. Ведь мно гие проявляют недисциплинированность, расхлябанность, пьянствуют еще и потому, что потеряно чувство общественного стра ха. Ему море по колено, все равно ничего не будет. Он не волнуется за завтрашний день, ему не надо откладывать в копилку. Не будет денег — помогут, профсоюз даст, пройдет время — пенсию дадут, а за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2