Сибирские огни, 1981, № 7
96 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В речное училище, он ходил по Волге капитаном-дублером, перевозил арбузы, рыбу, гравий и месяцы спустя, вернувшись на Хубсугул и стоя ночную вахту, вызывал у мат росов улыбку, мурлыча себе под нос малопонятные русские слова: «Выплывают рас писные Стеньки Разина челны...» Уже будучи капитаном «Сухэ-Батора», Бата заочно окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта, первым из монголь ских мореходов получил высшее образование. Тема дипломной работы — лоцийное описание озера Хубсугул. Я держал в руках эту дипломную работу, скорее маленькую энциклопедию озера, читал про густые июльские туманы, которые держатся по утрам от двух до шести ча сов, про высокие прибрежные лиственницы, кедры, березы, осины, про самых разных зверей и птиц, их тут великое множество, да как ловится хариус, окунь, таймень, плот ва, когда замерзает озеро и откуда начинает оттаивать, и выведенную с особым на жимом пера да еще подчеркнутую строчку: «Хубсугул — одно из самых чистых в мире озер и почти не тронуто антропогенной деятельностью». Капитан тогда не подозревал, сколько потребуется напряжения, чтобы эти последние слова оставались в силе. — Вы знаете, отчего завезенный с Байкала на Хубсугул омуль у нас прижился и стал крупнее байкальского? — глаза капитана Бата хитро поблескивали.— У нас ему нет конкурентов в питании. Кроме омуля, никто у нас планктона не ест, всем другим хуб- сугульским рыбам хватает падающих в воду насекомых и организмов в придон ных слояхі < | Он говорит радостно, даже возбужденно, открываясь для меня с неожиданной стороны: такой горячий защитник природного окружения, что разговоры о флоте сами собой входят в русло экологических проблем. Ими живет наш капитан, принимая близ ко к сердцу, как главные личные хлопоты. Интерес такого рода естествен для биоло гов, но я в первый раз видел монгола, по роду занятий не связанного с охраной среды, чтобы он так откровенно жил проблемами, для монгольского общества новыми и еще не модными, чтобьі этй волнения бьіли угодны его душе. У озера в палатках живут ученые и студенты, отряды совместной советско-монгольской биологической экспеди ции, там у капитана много друзей, он пропадает у них все свободное время. Капитан преклоняется перед их выносливостью и бесстрашием (среди них есть женщины), по нимает их возбуждение, готовность тронуться в дальний путь, как только придет весна, чтобы карабкаться по скалам или, изнемогая под солнцем, копать траншею. Может быть, точнее всех выразил их ощущение русский путешественник П. К. Козлов: «Но как много значит подъем духа, страстное желание проникнуть во все детали жизни природы исследуемой страны, вскрыть историю населявших ее народов... Все эти стремления вливают новые силы, и усталости будто и не замечаешь». Монгольские ученые, чьи первые робкие шаги начинались в совместной экспеди ции, стали кандидатами наук, их голоса в научном мире не затерялись, но с каждым годом обретают все больший вес. Научное руководство экспедицией осуществляют видные ученые СССР и МНР, признанные в своей области авторитеты, создатели соб ственных школ, но то и замечательно, то и всего важнее, что у вечернего костра на берегу озера, когда сталкиваются мнения и разгораются споры, предпочтение отдают не авторитетам, а аргументам, добытым в совместных работах. Бата был среди ученых двадцать лет назад, когда тут решились на эксперимент: завезти с Байкала на Хубсугул четырнадцать миллионов икринок байкальского омуля. Озеро всех озадачило. Мало того, что омули хорошо прижились и дали несколько ге нерации. Они оказались крупнее байкальских предков, а мясо белее и вкусней. Чем мог помочь омулю капитан Бата? Капитан запретил сливать подсланевые грязные воды с парохода и барж в озеро Накапливаемые в рейсе у днища воды больше некуда девать, их сливают в озеро пол- сотни лет, так поступают во многих странах. Куда же их девать? Бата приволок на при стань пустые железные бочки и вместе с матросами, взвалив бочки на спину, потащил по трапу на палубы. Подсланевые воды стали перекачивать насосом с днища в бочки А дважды в месяц вывозят на берег для слива в безопасных для озера местах И дело опять-таки не в том, что капитан это осуществил, важнее в нашем случае душевная по требность в таких порывах, то праздничное состояние, когда нет разницъ, меж тем что нужно тебе и что обществу, а это все одно. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2