Сибирские огни, 1981, № 7
»ПУСТЬ НЕ ПОКИНЕТ ДУША...» 95 чуда, обошел его берега, опускался с акванавтами на его дно, жил его тревогами и не думал, что может быть на свете водоем, похожий на него хоть отдаленно. А Хуб- сугул похож, прямо-таки вылитый брат: та же пронзительная синева, нависшие над водою скалы, в густых лесах, но сверх того на Каменном острове и в устье речки Хоро два огромных птичьих базара: тысячи чаек и бакланов тучей кружат над головой, так низко, что кажется протяни руку, и птица присядет на ладонь. Прости меня, Байкал, но птичьи базары — прекрасное зрелище. Итак, я шел к юрте Бата... Прибрежную гальку копытили мохнатые сарлыки, изда ли похожие на укрытых бронированным панцирем древних боевых лошадок. От воды поднималась прохлада, возникал пахнущий водорослями ветерок и расшатывал в раз ные стороны дымы от костров. Матросы ужинали в кругу своих семей. Тридцать три вчерашних хубсугульских кочевника отважились прыгнуть с седла на пахнущую смолой и канатами зыбкую пароходную палубу, сохраняя за собой на берегу огороженный жердями дворик, загон для скота, юрту — привычную среду обитания. Как-то уверен ней принимаешь новое, когда есть за спиной неразрушенное и желанное старое. Открыв дверь юрты, я увидел на гвозде обмякший капитанский китель, фуражка с бронзовым обрамлением по козырьку была засунута за жерди-уни. Бата в распах нутой белой рубашке сидел за низким столиком, у его ног на кошме ползали детишки, а он тяжело посапывал и писал. «Сайн байнууі»— сказал я. Капитан уставился на меня непонимающими глазами, весь еще в недописанной странице. Я мучительно гадал, ка кая справка или докладная записка так измучила хозяина юрты, что за мысль рассла била неустрашимое лицо, на котором теперь читалась несвойственная ему и все-таки очень ему подходящая растерянность. «Вот,— смутился капитан,— немножко рабо таю...» Он жестом пригласил к столу, и мой взгляд уперся в начертанные со школьным прилежанием круглые буквы: «Ветры в основном западные, отмели здесь меньше, потому судовой ход мною избран по западному берегу». Бата составлял лоцию озера Хубсугул. Для человека непосвященного тут ничего особенного нет, даже если ему извест но, что лоция этого озера до сих пор не существовала, но представьте себе присло нившийся к озеру деревянный поселок Турту с несколькими десятками юрт, качаемую ночным ветром капитанскую юрту, на столике пиалу с остывшим чаем, на табурете капитана, потомка хубсугульских кочевников, взявшегося за фундаментальный гидро графический труд, посильный разве, что исследовательскому коллективу, спроецируйте эту картину на северный район Монголии, где населенные пункты редки и малы и где поблизости в труднодоступных горах обитают скотники-цатаны, коих насчитывают не сколько сот человек, и тогда создание лоции предстанет явлением, имеющим касатель ство не к гидрографии, а к ресурсам духовного свойства. В начале нашего века по Хубсугулу тарахтел привезенный русскими купцами па роходик «Монгол», оставляя за кормой запахи овчины, муки, железного листа. Никто не знает, куда он подевался, где истлел его дощатый корпус, но в тридцатые годы на притихшем было озере стали появляться сибирские деревянные суда «10 лет МНР» и «Сухэ-Батор», с ними баржи, а на берегах пошли строить склады, причалы, мастер ские, радиостанцию. Лоцманы были сибиряки с Лены, Енисея, Ангары. В распахнутых телогрейках, обнажив обтянутую тельняшкой грудь, они направляли суда интуитивно, помогая первым мореходам из монголов находить фарватер без обстановочных зна ков. Из монголов вырастали матросы, боцманы, судовые механики, умевшие самостоя тельно работать в условиях северного плавания. А в начале 50-х годов первый раз повел пароход капитан из монголов. Это был участник революционных боев, кочегар с «Сухэ-Батора», Чадравал. Чадравал — отец капитана Бата. Старого Чадравала похоронили в поселке, на высоком холме, к ограде приварили тяжелый медный якорь, означающий, что Прихубсугулье отныне и навсегда — родина монгольских мореходов. Юный Бата ходил на «Сухэ-Баторе» кочегаром, продолжая необычную для монголов семейную династию. Потомственных мореходов степь еще не знавала. Между прочим, пароход как был, так и остался в ведении министерства транспорта, занятого автомобильными перевозками. Это не унижает озерных море ходов, но указывает их роль в степном краю. Бату послали на Каспий, в Астраханское
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2