Сибирские огни, 1981, № 7
«П УС ТЬ Н Е П О КИ Н ЕТ Д УШ А ...» 93 ступают молоденькие монголки. Сговорившись и предупредив родителей, что вряд ли вернутся до утра в юрту, они к вечеру едут на волах или на конях в степь, километра за три-четыре от стойбища. К вечеру тут собирается молодежь, иногда старики приска- чут посмотреть да потешиться. Едва замерцают на небе звезды, молодые люди начи нают самую популярную в своей среде игру цаган мод (белое дерево). Один из пар ней, раскручивая над головой руку, посылает в темноту струганое полено (белое дерево), молодежь кидается врассыпную, кто скорей найдет в темноте. Как-то полу чается, что ищут обычно парочками, ищут долго и по многу раз. Смех, шорохи, испу ганный шепот стелется по ночной степи. И под утро, когда бледные девушки и юноши устало возвращаются к месту сбора, они нисколько не завидуют тому, кто нашел све тящимся в темноте цаган мод. И хотя в сомонных 'центрах давно есть клубы и гремит радиола и можно стать в твистующий круг, в отдаленной степи и сегодня юные араты затевают любимую игру. Я видел монголок пятнадцати-шестнадцати лет, как они сед лали коней, собираясь вечером на первый в своей жизни цаган мод. На их скуластых личиках было такое же смятение чувств, как у их сверстницы Наташи Ростовой на пер вом балу. Можно по-разному относиться к философским построениям А. Тойнби, но в странствиях по монгольской земле, наблюдая связь природного и социального, не раз вспоминаешь его концепцию посылаемого внешней средой Вызова, на который обще ство дает Ответ, порождающий во внешней среде новый Вызов... По мнению историка, культура полинезийцев обязана своим появлением Вызову со стороны океана, культу ру эскимосов породил Вызов громоздящихся в их краю льдов, а «номады, приняв Вызов степи, смело вступили в схватку с таким же неподатливым материалом; и в са мом деле, с социальной точки зрения (в отличие от физиогеографической) степь с ее травянистой и гравийной поверхностью имеет гораздо больше сходства с необрабаты ваемым морем, чем с твердой землей, которая все же поддается воздействию сохи или плуга». Наблюдая особенности монгольской жизни в разных природно-климатиче ских зонах, думаешь о том, что Вызовы физической природы заставили отозваться саму душу народа. В кочевой степи возвысилась ценность родства, уважения младши ми старших, взаимная помощь людей. В былые времена молодого монгола оценивали еще и по тому, на сколько колен ему известны по именам его предки. Старики допытывали юношу; кто был твой дед? А прадед? Прапрадед? Настоящим монголом считался тот, кто знал предков до седь мого колена. Это не было кичливостью происхождением или знатностью рода. Рас сеянные по степи люди, встречаясь изредка, давали Ответ необходимости в условиях кочевья чувствовать в этой земле свои корни и продолжать заложенные в древности традиции. И сегодня, беседуя со степными монголами, диву даешься, как подробно они знают о своих далеких предках, где и что тут с ними случалось, и с грустью ду маешь, что тебе дальше деда ничего неизвестно, дым и мрак, а теперь уже и спросить не у кого. Все-таки хорошо, если история твоей страны видится и через собственную родословную. Тогда, не возгордясь и не раболепствуя, но оіцущая себя зернышком на вечной пашне истории, вспомнишь мудрые слова академика Н. Конрада; «Народов искони передовых и искони отсталых нет; все большие цивилизованные народы Востока и Запада имели в своей истории полосы и стремительного движения вперед, и движе ния замедленного, а то и вовсе приостановившегося, что приводило к временному отставанию. Ни у кого нет права считать себя народом особым, превосходящим всех других. Каждая нация должна обладать чувством собственного достоинства, но мания величия у нации так же ложна, вредна и просто смешна, как и мания величия у от дельного человека». ' — Знаешь,— говорит мой друг в лодке,— я не против носков из нейлона, рубаш ки из нейлона, куртки из нейлона. Пусть будет даже нейлоновая юрта. Я боюсь, не хо чу, чтобы между людьми стали нейлоновые отношения. Помню свое детство; ни один старик не проходил молча, если подросток вел себя не как следует. Старик любому подростку сделает замечание, пожурит, и подросток выслушает старшего с почтением. В степи эту картину можно кое-где еще наблюдать, но в городе старик не остановится, а быстрей застучит палкой по тротуару.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2