Сибирские огни, 1981, № 7

«П УС ТЬ Н Е П О КИ Н ЕТ Д УШ А ...» 93 ступают молоденькие монголки. Сговорившись и предупредив родителей, что вряд ли вернутся до утра в юрту, они к вечеру едут на волах или на конях в степь, километра за три-четыре от стойбища. К вечеру тут собирается молодежь, иногда старики приска- чут посмотреть да потешиться. Едва замерцают на небе звезды, молодые люди начи­ нают самую популярную в своей среде игру цаган мод (белое дерево). Один из пар­ ней, раскручивая над головой руку, посылает в темноту струганое полено (белое дерево), молодежь кидается врассыпную, кто скорей найдет в темноте. Как-то полу­ чается, что ищут обычно парочками, ищут долго и по многу раз. Смех, шорохи, испу­ ганный шепот стелется по ночной степи. И под утро, когда бледные девушки и юноши устало возвращаются к месту сбора, они нисколько не завидуют тому, кто нашел све­ тящимся в темноте цаган мод. И хотя в сомонных 'центрах давно есть клубы и гремит радиола и можно стать в твистующий круг, в отдаленной степи и сегодня юные араты затевают любимую игру. Я видел монголок пятнадцати-шестнадцати лет, как они сед­ лали коней, собираясь вечером на первый в своей жизни цаган мод. На их скуластых личиках было такое же смятение чувств, как у их сверстницы Наташи Ростовой на пер­ вом балу. Можно по-разному относиться к философским построениям А. Тойнби, но в странствиях по монгольской земле, наблюдая связь природного и социального, не раз вспоминаешь его концепцию посылаемого внешней средой Вызова, на который обще­ ство дает Ответ, порождающий во внешней среде новый Вызов... По мнению историка, культура полинезийцев обязана своим появлением Вызову со стороны океана, культу­ ру эскимосов породил Вызов громоздящихся в их краю льдов, а «номады, приняв Вызов степи, смело вступили в схватку с таким же неподатливым материалом; и в са­ мом деле, с социальной точки зрения (в отличие от физиогеографической) степь с ее травянистой и гравийной поверхностью имеет гораздо больше сходства с необрабаты­ ваемым морем, чем с твердой землей, которая все же поддается воздействию сохи или плуга». Наблюдая особенности монгольской жизни в разных природно-климатиче­ ских зонах, думаешь о том, что Вызовы физической природы заставили отозваться саму душу народа. В кочевой степи возвысилась ценность родства, уважения младши­ ми старших, взаимная помощь людей. В былые времена молодого монгола оценивали еще и по тому, на сколько колен ему известны по именам его предки. Старики допытывали юношу; кто был твой дед? А прадед? Прапрадед? Настоящим монголом считался тот, кто знал предков до седь­ мого колена. Это не было кичливостью происхождением или знатностью рода. Рас­ сеянные по степи люди, встречаясь изредка, давали Ответ необходимости в условиях кочевья чувствовать в этой земле свои корни и продолжать заложенные в древности традиции. И сегодня, беседуя со степными монголами, диву даешься, как подробно они знают о своих далеких предках, где и что тут с ними случалось, и с грустью ду­ маешь, что тебе дальше деда ничего неизвестно, дым и мрак, а теперь уже и спросить не у кого. Все-таки хорошо, если история твоей страны видится и через собственную родословную. Тогда, не возгордясь и не раболепствуя, но оіцущая себя зернышком на вечной пашне истории, вспомнишь мудрые слова академика Н. Конрада; «Народов искони передовых и искони отсталых нет; все большие цивилизованные народы Востока и Запада имели в своей истории полосы и стремительного движения вперед, и движе­ ния замедленного, а то и вовсе приостановившегося, что приводило к временному отставанию. Ни у кого нет права считать себя народом особым, превосходящим всех других. Каждая нация должна обладать чувством собственного достоинства, но мания величия у нации так же ложна, вредна и просто смешна, как и мания величия у от­ дельного человека». ' — Знаешь,— говорит мой друг в лодке,— я не против носков из нейлона, рубаш­ ки из нейлона, куртки из нейлона. Пусть будет даже нейлоновая юрта. Я боюсь, не хо­ чу, чтобы между людьми стали нейлоновые отношения. Помню свое детство; ни один старик не проходил молча, если подросток вел себя не как следует. Старик любому подростку сделает замечание, пожурит, и подросток выслушает старшего с почтением. В степи эту картину можно кое-где еще наблюдать, но в городе старик не остановится, а быстрей застучит палкой по тротуару.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2