Сибирские огни, 1981, № 7
«П У С Т Ь Н Е П О К И Н ЕТ Д УШ А ...» 89 — Я думаю, надо изучать разные философские течения, анализировать их. В мире накопилось много хороших идей, но ведь сама по себе теория еще не может сделать человека счастливым,— говорит Далай-лама.— Нужно еще реализовать учения во имя счастья людей. — Люди по-разному понимают счастье,— улыбаюсь я. — Хотите знать мое мнение? — Далай-лама на мгновение ушел в себя, как будто и физически исчез из помещения, но тут же вернулся: — Для счастья человеку нужно иметь пищу, одежду, кров. Это элементарно: собака тоже имеет пищу и конуру, но человек тем и отличается, что одного этого ему недостаточно. Человек имеет глаза и уши, он способен переживать музыку, видеть красоту снега или цветущего сада. Ему нужны здоровье, образование, культура, наука. Но и это не все. Хотя у нас с вами сложное физическое строение, духовный наш мир устроен еще сложнее. Как удовлет ворить стремление к познанию? Наверное, для этого не нужно считать себя выше дру гих, над другими, а надо иметь доброе и умеющее прощать сердце. Хорошее серд це, теплое сердце — это очень важно для счастья. — А любовь? — спрашиваю я. — Любовь сама по себе счастье. Она означает привязанность. И дает дополни тельные переживания. Это чувство рождает гармонию и создает мир. Но в том случае, когда нет места самолюбию. Когда любишь других больше, чем себя, это и есть на стоящая, истинная любовь. В маленькой семье, допустим, один из членов этой семьи раздражительный, озлобленный человек. В такой семье всегда напряженная атмосфе ра. А доброта, прощение, терпимость даже в большой семье, живущей в бедных усло виях, создает хорошую атмосферу, несмотря на все житейские трудности. В такой семье атмосфера — мирі На улан-баторских улицах, я это сам видел, верующие старые монголы протяги вали к нему на вытянутых руках голубые хадаки, действительно почитая Далай-ламу как живого бога. Мне и самому в некотором смысле удалось на себе испытать его чу додейственные возможности. Уже за одно то, что меня видели с ним рядом, телефо нистки междугородной станции в Улан-Баторе больше не просят ждать разговора в течение часа, а тут же, не проходит и минуты, соединяют с Москвой. Что и гово рить — фантастикаі У Далай-ламы день уплотнен, пора прощаться. Я протягиваю ему свой блокнот и прошу написать несколько слов. Он склоняется над столом, и я вижу, как на листок ложатся красивые тибетские буквы. Потом мне перевели: «Если у человека доброе сердце и справедливая натура, у него все дела будут успешны». Далай-лама протягивает обнаженную правую руку, и я замечаю у загорелого пле ча следы прививок от оспы. «Все-таки он — земной человек»,— думаю я с облегчением. 3. ПРО ДУШУ Истоки К моим представлениям о монгольской душе кое-что прибавилось летом 1980 го- да во время плавания на двух спаренных резиновых лодках «пеликан» вниз по Селенге. Как ни странно, о душе легче всего думалось в обстановке, когда по три-четыре дня мы не встречали людей, даже следов людей — ни одной консервной банкиі — только могущественная стихия, бесконечная в разнообразии своих форм, надвигалась на нас, ошеломляя живой красотой и властно подчиняя своей мысли. С этой минуты, когда мы оттолкнули от прибрежного ивняка нашу надутую плотоподобную посудину, побросав в нее спальники, палатки, вещмешки, фотоаппараты и всякую всячину, когда скрылись из вида три речки, сливающиеся в одну с новым именем Селенга по которой нам те- перь сплавляться больше тысячи километров, уже за первым изгибом реки, едва мы пролетели стремниной между двух скал, похожих на Сциллу и Харибду, природа, не давая нам опомниться, неслась под нами и над нами, кружила мимо, провожая много
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2