Сибирские огни, 1981, № 7

«П УС ТЬ Н Е ПОКИН ЕТ Д УШ А ...» . 85 ходят, как правило, папы. Мне неизвестен случай, когда бы кто-то из монголов-мужчин, устроившись перед телевизором (в Улан-Баторе половина всех семей имеет телевизо­ ры), оставил бы жену с детьми у плиты, сунув ей почитать в свободную минутку статью «Берегите мужчин!» Кстати, с недавних пор в Монголии стали популярны «домашние детсады». Обыч­ но 20—25 детей из соседних юрт собирают в одну юрту под присмотр старика или старушки. Они делают это бескорыстно, иногда по очереди. Такая форма особенно распространена на небольших железнодорожных станциях. Во всяком случае, мон­ гольские женщины получают возможность не только работать в разных сферах народ­ ного хозяйства, но и активничать в общественной жизни, выступать с инициативами. В прошлую зиму, когда над степью дули небывало сильные морозные ветры и ското­ воды валились с ног, спасая от бескормицы и холода стада, женщины Улан-Батора стали шить из домашней утвари варежки, попоны, теплые мешки для новорожденных овец и телят, они собирали свечи и спички, все отправляли в степь. И о том надобно сказать, что почти каждый четвертый депутат Великого Народ­ ного Хурала МНР и каждый третий депутат местных органов власти — женщина. Около 30 тысяч монголок участвует в работе 5000 женсовѳтов, созданных по инициативе Ко­ митета монгольских женщин, одной из самых влиятельных общественных организаций страны. С. Удвал, дочь пастуха, член Президиума Великого Народного Хурала, автор популярных в стране романов и повестей,— член бюро Международной Демократиче­ ской Федерации женщин. В Улан-Баторе проходила 2-я конференция женщин Азии и Африки, делегаты разных стран обступали монголок, чей голос уже давно и громко звучит в мире, вникали в их опыт ликвидации неграмотности, решения многих социаль­ ных проблем, советовались с ними, прислушивались к их оценкам... Все это происходи­ ло в стране, где лишь в 1925 году отменили обычай насильственно выдавать женщи­ ну замуж. . В одной из старых книг можно прочитать о легендарной монголке XV века по имени Мандухай, ее называли Мандухай-сэцэн, то есть Мандухай-мудрая. Она хотела сплотить народ, вела политическую борьбу, да так самозабвенно, что в жертву ей при­ несла свою любовь, отказавшись от семейного счастья. Перечитывая трогательную историю, думаешь о том, что прапра...внучки Мандухай, сегодняшние монголки, куда более «сэцэн»: они радости жизни совмещают. Вот стоит на площади Сухэ-Батора, на каменном возвышении, молоденькая мон­ голка-регулировщица, тоненькая, как тростинка, мать четырех детей (примерно столько их у каждой почти из 15 женщин-автоинспекторов Улан-Батора), стоит гроза наруши­ телей уличного движения, особенно подвыпивших шоферов, взмахивает белыми пер­ чатками и жезлом, указывая, кому куда двигаться. Смотришь на нее, как на символ социалистической Монголии, и губы сами повторяют прекрасные слова: «О ты. сокоо- вище на лотосе...» Разговор с Далай-ламой В июне 1979 года по Улан-Батору ветром разнеслось о приезде Далай-ламы XIV, главы буддийской религии, «живого бога». Древний степной обычай «длинное ухо» (услышал новость — передай другому немедля) сработал со скоростью космической радиосвязи. Из юрточных поселков с утра текли по закоулкам людские ручейки, ели- вались на улицах в реки, волновались у монастырских стен. Дряхлых стариков несли на плечах,'они смотрели на мир слезящимися и благодарными глазами. Толпы людей поглядывали на дорогу, не явится ли в золотом сгущенном воздухе тот, в чьей физи- ческой оболочке живет кроткая душа предыдущих далай-лам, чьи перерождения вы­ ходят к бодисатве Авалокитешваре, великого проповедника сострадания и милосердия в мире торжествующего зла. Со всех сторон обволакивало бормотание старых людей, перебиравших четки: «Видимые и невидимые существа, и те, кто близ меня, и те,, кто далеко, да будут все счастливы, да будет радостно сущее, не вредите один другому,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2