Сибирские огни, 1981, № 7
«П УС ТЬ Н Е ПОКИН ЕТ Д УШ А ...» . 85 ходят, как правило, папы. Мне неизвестен случай, когда бы кто-то из монголов-мужчин, устроившись перед телевизором (в Улан-Баторе половина всех семей имеет телевизо ры), оставил бы жену с детьми у плиты, сунув ей почитать в свободную минутку статью «Берегите мужчин!» Кстати, с недавних пор в Монголии стали популярны «домашние детсады». Обыч но 20—25 детей из соседних юрт собирают в одну юрту под присмотр старика или старушки. Они делают это бескорыстно, иногда по очереди. Такая форма особенно распространена на небольших железнодорожных станциях. Во всяком случае, мон гольские женщины получают возможность не только работать в разных сферах народ ного хозяйства, но и активничать в общественной жизни, выступать с инициативами. В прошлую зиму, когда над степью дули небывало сильные морозные ветры и ското воды валились с ног, спасая от бескормицы и холода стада, женщины Улан-Батора стали шить из домашней утвари варежки, попоны, теплые мешки для новорожденных овец и телят, они собирали свечи и спички, все отправляли в степь. И о том надобно сказать, что почти каждый четвертый депутат Великого Народ ного Хурала МНР и каждый третий депутат местных органов власти — женщина. Около 30 тысяч монголок участвует в работе 5000 женсовѳтов, созданных по инициативе Ко митета монгольских женщин, одной из самых влиятельных общественных организаций страны. С. Удвал, дочь пастуха, член Президиума Великого Народного Хурала, автор популярных в стране романов и повестей,— член бюро Международной Демократиче ской Федерации женщин. В Улан-Баторе проходила 2-я конференция женщин Азии и Африки, делегаты разных стран обступали монголок, чей голос уже давно и громко звучит в мире, вникали в их опыт ликвидации неграмотности, решения многих социаль ных проблем, советовались с ними, прислушивались к их оценкам... Все это происходи ло в стране, где лишь в 1925 году отменили обычай насильственно выдавать женщи ну замуж. . В одной из старых книг можно прочитать о легендарной монголке XV века по имени Мандухай, ее называли Мандухай-сэцэн, то есть Мандухай-мудрая. Она хотела сплотить народ, вела политическую борьбу, да так самозабвенно, что в жертву ей при несла свою любовь, отказавшись от семейного счастья. Перечитывая трогательную историю, думаешь о том, что прапра...внучки Мандухай, сегодняшние монголки, куда более «сэцэн»: они радости жизни совмещают. Вот стоит на площади Сухэ-Батора, на каменном возвышении, молоденькая мон голка-регулировщица, тоненькая, как тростинка, мать четырех детей (примерно столько их у каждой почти из 15 женщин-автоинспекторов Улан-Батора), стоит гроза наруши телей уличного движения, особенно подвыпивших шоферов, взмахивает белыми пер чатками и жезлом, указывая, кому куда двигаться. Смотришь на нее, как на символ социалистической Монголии, и губы сами повторяют прекрасные слова: «О ты. сокоо- вище на лотосе...» Разговор с Далай-ламой В июне 1979 года по Улан-Батору ветром разнеслось о приезде Далай-ламы XIV, главы буддийской религии, «живого бога». Древний степной обычай «длинное ухо» (услышал новость — передай другому немедля) сработал со скоростью космической радиосвязи. Из юрточных поселков с утра текли по закоулкам людские ручейки, ели- вались на улицах в реки, волновались у монастырских стен. Дряхлых стариков несли на плечах,'они смотрели на мир слезящимися и благодарными глазами. Толпы людей поглядывали на дорогу, не явится ли в золотом сгущенном воздухе тот, в чьей физи- ческой оболочке живет кроткая душа предыдущих далай-лам, чьи перерождения вы ходят к бодисатве Авалокитешваре, великого проповедника сострадания и милосердия в мире торжествующего зла. Со всех сторон обволакивало бормотание старых людей, перебиравших четки: «Видимые и невидимые существа, и те, кто близ меня, и те,, кто далеко, да будут все счастливы, да будет радостно сущее, не вредите один другому,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2