Сибирские огни, 1981, № 7

8 4 . Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В — Миний нэр Дулма. — Миний нэр Жавзан. — Миний нэр Шинкарев,— говорю я. — Шинкарев, на улице холодно! — хохочет Дулма. Эта милая непосредственность сочетается с застенчивостью, с повышенной дели­ катностью, со смущенным лыланиѳм щек. Юные монголки хотят замуж. Тут они, пожалуй, не отличаются от своих сверстниц, живущих в других концах Земли. Они хотят детей — и этому не удивляешься. Но мон­ голкам подавай много детей! Уже сейчас в монгольской семье в среднем четверо-пяте- ро детей. А в одном из западных районов, мне говорили, есть семья, где 22 ребенка. И все, между прочим, свои, ниоткуда не взятые. Такая семья может быть, думал я, хотя вряд ли подобная плодовитость характерна для кочевников. Это сколько же надо вью­ чить на верблюда корзин для такой оравы? Мои сомнения развеял Дадалсомон, кра­ сивая лесная земля за Ононом. Я был в доме птицеводов Дашдавы (ему 59 лет) и Баль- жид (ей 56). Она тоже родила 22 ребенка. В живых сейчас тринадцать. «Как вы успе­ ли?»— улыбался я. «А мы пять раз подряд по двойне рожали!» — отвечал Дашдава. «Значит, вы мать-героиня?» — спрашивал я Бальжид. Она кивала: «Не я одна... Соседи наши Церендорж и Монгодой тоже родили 22, живы у них четырнадцать...» Удивитель­ ная местность. Тем паче, когда подумаешь, что именно в этих местах рыжий Есугэй- Баатур отбил у меркита Чиледу его невесту Оэлун-учжин из Олхонутского племени и вот у того зеленого холма Оэлун-учжин родила ему сына, которого мать знала как Тэмучжина, а народы мира — как Чингисхана. Правительство Монгольской Народной Республики выплачивает многодетным ма­ терям пособия. Например, у кого семеро, получают каждый год 1750 тугриков, во­ сем ь— 2400, девять — 3150, а если десять и больше — по 400 тугриков на каждого. Особо поощряют за близнецов: если двое — мать сразу получает по 500 тугриков на каждого, трое — по 1000. Если в семье три близнеца или больше, все они до четырех­ летнего возраста во всем и полностью обеспечиваются государством. В продаже нет противозачаточных средств, аборты запрещены, за исключением случаев, когда из ме­ дицинских соображений они необходимы. Все это, взятое вместе, а еще подчеркнутая забота о детях со стороны государства привели к тому, что родильные дома стали для монголок столь часто посещаемы, как для их бабушек буддийские храмы. И вот ре­ зультаты: в 1921 году население было около 650 тысяч человек, в 1979 го д у __1600 ты­ сяч. Знакомый социолог мне говорил: «Мы хотим к 2000-му году увеличить население до 3 миллионов, а если темпы не сбавим, то скоро достигнем 10 миллионов»,— «А почему такой ориентир?» — спрашивал я. «Тогда полностью обеспечим страну тру­ довыми ресурсами, планомерно заселим ее, перейдем на интенсивные методы хозяйства». В других странах есть «фонды» (культуры, образования и т. д.), созданные на по­ жертвования состоятельных людей. Именам покровителей отводятся колонки газет, те­ лепрограммы, мемориальные доски. Люди делают добро, и их тщеславие удовлетво­ ряется. Но я видел, как монгольский кочевник, прискакав в сомон, разыскав почтовое отделение, достает из-за пазухи завернутые в платок сбережения, отправляет их в Улан-Батор, в детский фонд, на строительство яслей, детсадов, пионерских лагерей, Дворцов бракосочетаний, нисколько не заботясь, чтобы о его жесте узнали, этим оч никого не удивит, ему это и неважно, а делает он это из потребности души, воспитан­ ной в преклонении не только перед детьми, но и перед детством, как частью общей ЖИЗНИ. Итак, даешь детей! Занимает, не правда ли, как монгольские женщины управляются с такой оравой, тем более, что детских садов и яслей, хотя их строят много, не хватает. Особенно в степи. Присмотревшись, начинаешь понимать. Заботу о самых маленьких берут на себя старшие дети, в основном подростки, не уступающие матерям по части ухода за малышами. Их, подростков, об этом не просят, не сулят им за это мелких возна­ граждений, это обязанность, сохранившаяся с древних времен. И мужья, в отличие от европейцев, скажем, от некоторых из европейцев, наравне с женами готовят пищу, стирают белье, нянчат детей. В школу на родительские собрания, это я сам видел, при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2