Сибирские огни, 1981, № 7

78 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В . Земляк переехал в город года три назад, ходил мимо столба с объявлением: «Тре­ буется рабочий в котельную», но не нанимался, рассчитывая на более престижную ра­ боту. А когда заменили объявление, когда он прочитал: «Требуется заведующий ко­ тельной»,— совсем другое дело. Теперь у него руководящая должность, он ходит в котельную с портфелем, хотя котельщик, он котельщик и есть. Земляки присели на ступеньках, и зав. котельной, перечисляя городские возможности, загибал пальцы: железнодорожная станция, авторемонтный завод, промкомбинат, пивзавод, мясоком­ бинат, предприятия строительной индустрии, теплоэлектростанции... Везде стремятся поднимать производительность труда, это принцип экономической политики, а рабочих рук все-таки не хватает. В трудоспособном возрасте 636 000 монголов (по переписи 1979 г.). Из них 477 тысяч работают, 79 тысяч учатся, остальные, в основном женщины, заняты в домашнем хозяйстве. Рабочие требуются везде, и у аратов, отважившихся перебраться в город, получивших на это разрешение, широкий выбор. Наш арат пришел на ковровую фабрику, его приняли без хлопот: юрта есть, хоть завтра выйдет на работу. На фабрике жмурился от струящихся цветных нитей, натыкался на чаны с краше­ ной пряжей, заглядывался на юных ткачих в синих халатах, ревнуя их к немецкому ме­ ханику: чему смеются, какие секреты? Такой гул: близко, а не услышишь. Девушка-ма­ стер тащила его по цехам, кричала в ухо: «Будем вместе бороться за качество!» Он согласно кивал головой и на всякий случай переспрашивал: «С кем?» — «Что с кем?» — «С кем бороться?» Молодого человека посадили за клавишную машину переносить узоры на карту- программу для жаккардовых ткацких машин. Он быстро понял, что требуется, но энту­ зиазма хватило на полчаса: трудно было дышать, он чувствовал себя рыбой, выбро­ шенной на берег. На фабрике средний возраст рабочих 22 года, почти все пришельцы из степи, рабочие первого поколения. Им, привыкшим к стелющейся до горизонта ти­ шине, мучителен гул ткацких машин. Урвав минутку до обеденного времени, а то и жертвуя обедом, они гурьбой неслись на фабричный двор, дать отдохнуть ушам, на­ глотаться воздуха. На фабрике в порядке все санитарные нормы (я смотрел заключе­ ния комиссий), но степняки задыхаются, их легким надо еще освоиться в новой среде. Трудно приучить глаза к неподвижности предметов: ткацких машин, станков, столов, даже фабричных стен. В степи, сколько арат помнит себя, все передвигалось. В теп­ лом воздухе шевелились горы, разбредались овцы, гарцевал пастух. В обреченной на тысячелетнюю спячку пустыне ветер поднимал столбы песка. Все двигалось — и юрты, и стада, и солнце. А тут подошел к станку, постоял над ним, пнул ногой. Оттащила де­ вушка-мастер: «Они прикрученные!» Конфликтная ситуация возникает через пару дней. Ну отчего недоволен дарга (начальник), если приходишь на работу чуть позже или уходишь раньше? Тянет побыть одному, отстраниться от суетных дел, от раздражающих глаз быстрых движений, прислушаться к себе, размышляя обо всем на свете, под слышные ему одному песни, медленно и сладко сбирать в сердце растворенный в дневном свете мир. «Бямба,— говорит дарга,— где твоя дисциплина?» — «Где моя — что?» В средние века монголов отличала безоговорочная обязательность. По свиде­ тельству «Сокровенного сказания», когда Тэмучжин и его друзья, торопять к истоку Онона на встречу с Джамухой, задержались в пути, Джамуха был раздосадован не столько фактом опоздания, сколько нарушением слова, в их среде, судя по всему, явлением исключительным: «Разве не было у нас уговора, чтоб и в бурю на свидание, и в дождь на собрание не опаздывать. Разве чем отличается от клятвы монгольское «да»? О том и у Марко Поло: «Приказу повинуются лучше, нежели где-либо на све­ те»,— а уж венецианец повидал страны. Маньчжуры два столетия расшатывали мон­ гольский характер, давили тяжестью подневольных работ, поборов, унижений. Кочев­ ники не доверяли чиновничьему аппарату, его установлениям, им непонятным и чуж­ дым. То, что впоследствии принято было считать ленью или апатией монгольских но­ мадов, было реакцией на чужеземную тираническую власть. Это был вариант выжи­ ваемости, становился стереотипом поведения. Молодой монгол-рабочий самолюбив и обидчив, на него не пошумишь__уйдет, не оглянется. Директор фабрики, сам из скотоводов, понимает психологию новичков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2