Сибирские огни, 1981, № 7
«П УС ТЬ Н Е П О КИ Н ЕТ ДУШ А . » 77 все-таки подчеркивает общность души. В обеденный перерыв, когда в забоях приумол кает скрежет, мы сидели на груде отбитой руды, вытянув ноги в резиновых сапогах, потягивая из бутылки молоко. «Люди должны правильно жить»,— сказал он, хрустя коркой хлеба. «Что значит — правильно жить?» — переспросил я. Запрокинув голову, он опустошил бутылку, завернул ее в платок с остатками снеди. «Не замышлять пло хого.» «Но замышляя плохое,— возразил я,— некоторые увереньі, что затевают в ко- ’ нечном счете доброе дело.» — «Доброе, это когда другим не больно». Поселок Бэрх неизмеримо расширяет возможности контактов. Тут связи много численные: служебные и приятельские привязанности, люди встречаются много раз на дню, уже не здороваясь, а только улыбаясь. Живущие в поселке советские шахтеры (130 семей) затеяли огороды. Наш мон- польский проходчик тоже привез землю. По правде говоря, из подражательства: глянет в окно, все его друзья налегают на лопаты. Не сразу, но все-таки пришло понимание, что детишкам (у него четверо) полезны весной витамины, их не заменишь консервами. В поселке Бэрх уже пятьдесят монгольских семей, где вслед за отцом спустился работать под землю и сын, возникают прочные рабочие династии, и это для респуб лики ново. Потомственные рабочие более целеустремленны, они знают, чего хотят, и не дадут себя в обиду. Для роста их рядов есть все условия: экономическая база, разнообразные социальные институты, общественный престиж. А самое главное — присущая им деловитость и обязательность не оставляют сомнений в том, что именно этой прослойке выпало на многие десятилетия вперед задавать темпы прогресса. На такие мысли наводит наблюдение за жизнью одного из полутора тысяч мон гольских горняков, работающих под землей, Гелекпилийна Гангуяка, 26 лет, проходчи ка флюоритового рудника советско-монгольского хозяйственного объединения «Мон- голсов цветмет». Новенький на фабрике В поселках подростки, занимаясь в школе, раз или два в неделю ждут, когда при едет на мотоцикле учитель, и собравшись в юрте, учатся дополнительно. Хотят в проф техучилище, в рабочие люди. Темпы роста городского населения за последние пятнадцать лот здесь выше среднего мирового показателя. В монгольских городах живет почти половина населе ния. Город не в состоянии предоставить приехавшим квартиры, да Иа это степняки и не рассчитывают: они перевозят юрту, огораживают забором, рисуют на воротах «улдэи» (нить счастья). Возникают войлочные рабочие предместья. Не скажешь, город наступает на степь, скорее — степь стихией врывается в город. К юртам протянулись линии электропередачи, в приоткрытую дверь можно разглядеть современную мебель, стиральную машину, холодильник, а вечером, когда на столбах загораются фонари, у заборов собираются длинноволосые парни с гитарой, из калиток выплывают очаро вательные монголки — дочери кочевников, перекинув через плечо сумки с изображе нием «Бони М». Что чувствует кочевник в городе и как ему дается новый уклад? После службы в армии, общаясь с однополчанином из рабочих, он решился изменить прежнюю жизнь. Поставил на окраине юрту, в углу двора вырыл яму, соорудил отхожее место, за воротами привалил к забору железную бочку: автомашина-водовозка утром напол нит водой. Дорога на фабрику идет мимо монастырского комплекса Чойжинламы и бывшей резиденции Богдо-гегена. Предки молодого монгола за полверсты слезали с лошади, шли к храму пешком, перед монастырскими воротами клали три земных поклона. А' наш герой шествует мимо, не признавая старых порядков и не привыкнув к новым. Он радуется процессу движения, расслабленности мышц, слитности дыхания и сво бодного шага, чему-то еще, что можно ощущать ненапряженным телом. Куда ему спешить? Настоящий монгол не торопится. Большой город Улан-Батор, три сотни промышленных предприятий. Это сказал ему земляк. Они -столкнулись на перекрестке улицы Мира и площади Сухэ-Вато(За.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2