Сибирские огни, 1981, № 7

«П УС ТЬ Н Е П Ѳ КИ Н ЕТ Д УШ А ...» 59 спутник вовсе не видел во мне человека, способного недопонять происходящее, ему бы в голову не пришло усомниться в моих симпатиях, но его тревожит, я полагаю, сумеет ли случайный человек --в неподготовленных обстоятельствах увидеть главное, о чем ему хотелось бы читаті, каждый раз, когда пишут о его стране. Я понимал и такое проявление патриотизма, даже сочувствовал ему, но желание поговорить с де- вушками-трактористками было столь велико, что я прибегнул в конце концов к недо­ стойному приему. — Пойду на почту,— сказал я.— Буду звонить в Улан-Батор. Десять минут спустя мы тряслись в «газике» к полевому стану. Был прекрасный августовский день, млела трава, царственно прогуливались дрофы, хлопая крыльями. На краю черного пара стояли юрты; люди с закатанными по локоть рукавами лежали под тракторами. Глянув на подъехавший «газик», они без любопытства кивнули нам, продолжая заниматься ремонтом. Девушки-трактористки были на пашне, только одна из них, лет двадцати, крутила ручку трактора, который не хотел заводиться. Лицо ее было мокрым, соломенная шляпа сбилась, она стала поглаживать радиатор, как коня: «Пожалуйста, хороший мой, пора заводиться, ты уже остыл и отдохнул...» Она крута­ нула еще раз — и двигатель затарахтел. Она спрятала ручку в кабину и еще раз по­ хлопала по радиатору: «Ты у меня хороший, послушный...» Трактористку зовут Сувда. Мы разговаривали в юрте, по убранству ничем не отличающейся от прочих арат­ ских юрт, разве что задвинутыми под кровати фанерными чемоданчиками да косме­ тикой на тумбочках у изголовья. В общежитии четыре кровати с платьями на никели­ рованных спинках. Девушки окончили восемь классов, захотели стать трактористками, не подозревая, что им придется пересечь на поезде Советский Союз и два года жить в белорусских лесах. В училище механизаторов под Гомелем они в первый раз уви­ дели хлебное поле. Сувда стояла по пояс во ржи, растирала в ладонях зерна и рас­ терянно глядела на окликавших ее белорусских подруг: «Ты что, хлеба не видела?» Девушки самостоятельно работают на тракторе третий год. Здешняя местность сильно разнится от той гористой, где прошло детство Сувды, но и эта земля ей привлека­ тельна: «На тракторе можно проехать сто пятьдесят километров — ни одного бугор­ ка!» Приезжал отец, она катала его на тракторе. Наш деловой индустриальный век, важничающий целенаправленностью, создает некие типажи характера и поведения, запрограммированный обстоятельствами соци­ альный стереотип. Не потому ли горожане во всем мире кажутся иногда одинаковы­ ми, словно час назад мы видели их всех вместе на эскалаторе метрополитена. Похо­ жи по своим манерам и трактористы. Я встречал вежливых трактористов-ганцев, усталых корейцев, горячих итальянцев, сосредоточенных немцев, но их повадки, ма­ нера разговаривать из кабины, даже соскок из кабины на землю так похожи, словно они выпускники одной механизаторской школы. Монгольские трактористы не пред­ ставляют исключения. Сувда, по ее словам, не испытывала какого-либо смущения или внутренних труд­ ностей во время учебы, за исключением случаев, когда ей не хватало русских слов выразить мысль. Жизнь в городе, да еще незнакомом, да среди людей, говорящих на другом языке, не тяготила, нравилась. Подружки по общежитию раздобыли вельвет сшили себе узкие брюки, а по вечерам подкрашивали губы и глаза. «Это было, как я раньше видела в кино!» Брюки и туфельки теперь лежат в фанерном чемодане под кроватью, дожидаются выходного дня, когда грузовик вернет девушек в поселок. В клубе, под звуки радиолы, трактористки войдут в круг танцующих. Нет, Сувда не хочет больше кочевать. По моим наблюдениям, питание монгольских земледельцев разнообразнее, чем у скотоводческого населения, они уверенней употребляют картофель и овощи, хотя по большей части как приправу к традиционным мясным блюдам и в супы. Интерес к продуктам растительного происхождения, еще недавно привозимым из других стран, а теперь все чаще из монгольских хозяйств, устраняет обычную в прежние времена разницу в питании по временам года, обеспечивает большую или меньшую его полноценность в каждый сезон. Овощи и фрукты везут детям (ясли, дет­ сады, школы), воспитывая привычку к новой пище у тех, кто завтра будет главным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2