Сибирские огни, 1981, № 7

«П УС ТЬ Н Е П О КИ Н ЕТ Д УШ А ...» 55 и говорили приятные слова. Не знаю, скоро ли на земле появится общество благо­ денствия, но, глядя на Хандсурэн, на ее сияющие глаза, я думаю о том, что именно люди этого склада, отмеченные талантом бывать счастливыми от пожатия рук,— из то­ го общества. В юрте Хандсурэн была в зеленом свитере, в брюках и туфлях, типичном наряде горожанок. Я смотрел на ее короткую стрижку и пытался представить в таком же возрасте ее мать — с плоскими крыльями кос, выгнутых полукружием от висков до плеч, пропущенных через футляры, инкрустированные бирюзой и кораллами; на го­ лову надевали серебряный венчик, от которого спускались на щеки подвески, на вен­ чик водружали высокую шапку, отороченную бархатом с развевающимися на затылке лентами. По народной легенде, эти прически были рождены патриотическим чувством. Маньчжурам, говорят, пришла мысль в часы отсутствия монголов-мужчин, погнавших стада на водопой, направить к юртам черных ворон, губителей очага, символа благо­ получия семьи, продолжения рода. Услышав об этом, монголы стали укладывать женам косы в виде огромных крыльев, придавая подобие наводящих ужас «царь- птиц». Вороны увидели в юртах страшные призраки и захлопали крыльями в обратную сторону. Сегодняшние монголки дивятся своим матерям, как они держали на голове такую тяжесть. Муж Хандсурэн носит прекрасное имя — Сухэ-Батор. Он зоотехник, гордится успехами жены: как она ни протестовала, он повесил ее алую чемпионскую ленту в северной части юрты, где прежде ставили домашний алтарь, а на комоде укрепил под стеклом ее большую фотографию, раскрашенную знакомым художником. Мне подумалось, что он счастливый человек, я сказал об этом, он заулыбался: <■Если озеро тихое — гусям хорошоі — Тихое ли? — усомнился я. На железной печи в тазу вскипало молоко, за ним следила старшая девочка, по­ мешивала ложкой, пятеро других детей молча занимались своими делами. Дети Сухэ-Батора и Хандсурэн привыкли оставаться в юрте без отца и матери. У двух старших, уже школьников, день по-особому расписан, а трое находятся под присмотром шестилетнего бритоголового Мягмардоржа, к которому обращаются иск­ лючительно как к старшему, на «вы». Мягмардорж старшим сестрам (одной десять, другой восемь) тоже говорит «вы», зато ко всем младшим относится покровитель­ ственно, хотя довольно строго, полностью реализуя данную родителями власть. Вече­ ром, я это сам наблюдал, когда юный воспитатель отчитывается перед отцом и ма­ терью за прожитый день, докладывая, кто как себя вел, братишки и младшая сестрен­ ка смотрели на него умоляющими глазами. В семье трогательно соблюдают древний праздник стрижки волос у детей. Когда ребенку исполняется три годика, а то четыре или пять, родственники и соседи соби­ раются на первую стрижку. Это большое событие! Сколько бы человек ни оказалось в юрте, каждый по очереди берет ножницы и отрезает у безропотно опустившего го­ лову ребенка клок волос. «Расти большой и здоровый,— говорят стригущие,— помо­ гай родителям пасти скот, учись и вырастай грамотным человеком, пусть у тебя будет добрая душа...» Раньше в этот день малышу дарили скот. Хандсурэн, когда была де­ вочкой, в день первой стрижки поднесли, она помнит, белую козочку, а маленький Сухэ-Батор заполучил теленка. Их дети довольствуются игрушками, книгами, бывают подарки и деньгами. Память монгола до конца жизни хранит счастливое воспоминание о дне первой стрижки, о таком необходимом тому возрасту уважении взрослых к «дет­ скому человеку», как называет ребенка Хандсурэн. Я спрашивал детей, кем им хочется стать, когда вырастут. Они с трудом тянули из себя ответ: шофером, дояркой, врачом... И только Мягмардорж, затягивая пояс на брючишках, отвечал без колебаний: — Министром! Хандсурэн сняла с печи таз, поставила миску с кусками мороженого кумыса, под­ ложила в огонь лопаточкой сухой аргал, успев между тем одной завязать косички бантиком, другой зашнуровать ботинок, третьему натянуть чулок. Прикидываю, как тут все размещаются на трех кроватях за цветастыми пологами. Пологи на тугом шнуре раздвижные, как оконные занавески. Днем они приот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2