Сибирские огни, 1981, № 7
54 Л Е О Н И Д Ш И Н К А Р Е В Корова жует сено и косится на ведро большим влажным глазом. А Хандсурэн уже берется за вторую корову. Доярка Хандсурэн — рабочий человек. Не в одном том смысле, что пишется рабочей государственного предприятия, является к месту приложения труда в точно назначенное время, получает заработную плату, состоит в профсоюзе и т. д. Ее устраивает новый жизненный ритм, она сознает свои интересы, ее не заставишь возиться с собственной коровой, когда в магазине она может купить молоко. Душа труженика в ней взяла верх над душой собственни ка, а обращение с техникой воспитало уважение к самым мелким делениям на цифер блате ее ручных часов. В ее аратском сознании складывается новая концепция лич ности. Ей нравятся люди образованные, знающие толк в машинах, умеющие отдыхать по-умному, с пользой для себя, для семьи. С делегацией монгольских передовиков Хандсурэн побывала в Москве, и я спросил, хорошо ли ей было в поездке. Хандсурэн покачала головой: «Не до конца... Не хватало детей и мужа, чтобы вместе смотрели то, что видела я одна». Подруги Хандсурэн, доярки той же фермы, не обращали на меня, случайного гостя, никакого внимания. Будь это в степи, занятые тем же делом, они бы, по край ней мере, повернули головы в сторону гостя, улыбнулись бы и кивнули ему, а тут не отвлечешься: минута в минуту будет отключена вакуумная установка, надо поспеть выдоить коров. Женщины были деловиты, собранны, переходили от коровы к корове, как ткачихи от станка к станку. И такие же, как у ткачи*, косынки, не дающие волосам упасть на лоб. И все-таки доярки оставались аратками, привязанными в юрте, почти тельными к традициям, с особым типом мировосприятия, уходящего корнями в глу бину веков. — Почему твои коровы больше других дают молока, Хандсурэн? — спрашивал я, когда мы пересекали двор фермы, возвращаясь к привязанным у проходной коням. Не загадка ли — у каждой доярки на ферме по двадцать пять коров, той же по роды, стоят рядом, жуют одни корма, пьют ту же воду, на их соски сажают доильные стаканы, ничем не разнящиеся между собой,— отчего же ее коровы щедрее всех остальных? Хандсурэн засмеялась: — Я своих больше люблю! Это ее объяснение не вполне меня устраивало, многие доярки могли бы то же сказать, но, подумав над социальной биографией монгольской скотницы, приходишь к выводу, что в ее простодушном объяснении есть смысл, более глубокий, чем тот, который доступен слуху. Три тысячи лет сменявшие друг друга поколения предков пересчитывали стада, определяя свои возможности и предугадывая судьбу. Скот давал пищу, одежду, кров — как было не любить свой скот? Весной при отеле араты пере шивали одежды и бережно, как детей, укрывали попонами новорожденных ягнят, те лят, жеребят. Каких-нибудь два десятка лет под началом у арата общественное стадо, в эти годы первый раз дояркам выпало доить коров не для себя. Это не привело к упадку настроения, напротив, стало новым стимулятором жизнедеятельности. Ре альный ход вещей сломал устойчивые психологические формы. В этом свете слова нашей доярки «я своих больше люблю!» прекрасны не словом «люблю», а новым ем ким словом «своих». Тут я вспомнил солнечный мартовский день в красном уголке фермы, где люди сидели вдоль стены на корточках, оставив места за столом для начальства, прибыв шего из столицы. Гости с трудом протиснулись к своим местам и после приветствия стали вручать лучшим работникам фермы подарки — отрезы, обувь, термосы... Ханд сурэн на правах чемпионки имела место за столом и смущалась оказанной ей чести. Назвали ее имя и через стол протянули сверток. Хандсурэн не проявила к нему инте реса, но привстала и всем подряд, начиная с начальства и кончая теми, кто сидел на корточках, протягивала тугую ладошку и повторяла:; «Баярлала!» — «Спасибо!» На ее лице была неописуемая радость. Звездный час... В наш практический век, когда стремительно растут ожидания, связанные с по треблением, и умы философов заняты «качеством жизни», так чиста и неожиданна эта радость протянуть свою ладошку, чтобы ее пожимали все подряд и улыбались.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2