Сибирские огни, 1981, № 7
«П У С Т Ь Н Е П О К И Н Е Т ДУШ А ...: 51 рами, повалил, как спички, столбы линий связи и электропередач, стал рушить юрты, волочить по сугробам домашний скарб. Ни зги не было видно в нескольких шагах. Даже старые араты не помнили похожего разгула ветров. Снег валил трое суток, ме стами был таким глубоким, что из сугроба едва выглядывала покрытая инеем верб люжья голова с молящими о помощи стеклянными глазами. Боже мой, куда девались давние мои впечатления о залитой солнцем безмятежной степи и об арате с длинной трубкой, лениво наблюдающем, как овцы щиплют траву, какой неуместной выглядела недавняя мысль о том, что степи недостает активного начала... Надо было оказаться в той кромешной головокружительной темноте, среди’ аратов, спасавших обществен ный скот, чтобы навсегда избавиться от былых иллюзорных представлений. Чабана Доржсурэн и ее пятнадцатилетнюю дочь буран настиг в окрестностях озера Ганга. Они пасли 1200 овец. В снежную круговерть мать и дочь двое суток не покидали седла, стараясь направить отару к оврагам. Девочка окоченела и замертво упала в снег. Доржсурэн обнаружила дочь в сугробе, подложила под голову седло ее коня, укрыла, лицо ее своим шерстяным платком и снова погнала лошадь во тьму вслед за отарой. Она плакала, и кричала, и хлестала ташуром коня, ничего не видя вокруг, таинственным чутьем направляя отару к оврагам. Эту ли женщину нам учить активному отношению к жизни? Доржсурэн раскопали в снегу двадцать два дня спу стя, она лежала в глубоком овраге, куда пригнала отару. С большими почестями хо ронили односельчане знатного чабана, сорокалетнюю Доржсурэн, мать десятерых де тей, и ее дочь. Это было скорбное народное поклонение чабанам, героически погиб шим в те дни при спасении народного добра. — Им будет памятник? — опрашивал я. — Каменный тоже будет, а главный уже есть. — Главный? — не понял я. — Да, память степи... В Государственную комиссию, образованную ЦК МНРП и Советом Министров МНР в связи со стихийным бедствием, случившимся в Хентэйском, Восточном, Сухэ- Баторском аймаках, в редакции монгольских газет отовсюду шли письма. Писали ра бочие, служащие, араты других местностей, выспрашивали, чем можно помочь по страдавшим районам, и, не дожидаясь ответа, переводили туда деньги, отправляли одежду, домашнюю утварь, конскую сбрую. Предприятия грузили на машины юрты, строительные материалы, посылали на восток людей для восстановления хозяйства. Сколько я ни читал о прежней Монголии, не попадался мне в истории случай, когда бы люди, живущие в разных степях, друг от друга не зависимые, бросались бы с такою готовностью выручать попавших в беду. Ответственность каждого за благополучие всех — черта уже нового образа жизни. В те дни я наблюдал, как араты с государственной широтой обсуждали случив шееся и договаривались помочь пострадавшим районам восстановить хозяйство, по полнить поголовье скота, чтобы общественному стаду Монголии не был нанесен ущерб. В Баян-Ульгийском аймаке решили отчислить в фонд восточных районов пол миллиона тугриков. Араты Увсунурского аймака дали сверх плана тысячу тонн мяса, двадцать тонн шерсти, увеличили поголовье скота на тридцать пять тысяч голов. В этих районах живут разные народности — байты, дербеты, хотоны, урянхайцы, казахи, узбеки... Все они восприняли стихийное бедствие, случившееся за тысячи километров от их кочевий, так близко к сердцу, как будто это касалось родных им семей. И та кого не бывало в стародавние времена, чтобы живущие в степи разные племена и на родности с готовностью, даже с какою-то повышенной возбудимостью, обычно им не свойственной, откликались на чужую беду. В том и дело, что за годы новой власти в сознании монголов понятие «свое» и «чужое» все-таки трансформировалось, стало отвечать современным формам хозяйствования. Я передавал об этом репортаж в Москву, но в разговор включилась телефонист ка улан-баторского узла связи, попросила добавить, что и они, столичные связисты, отчисляют в помощь восточным районам часть заработной платы, кто трехдневный за работок, кто пятидневный. «А сколько внесли вы?» — спросил я. «Семидневный зара« боток!» — девушка отключилась, предоставив мне заканчивать диктовку. Общественная солидарность — еще одно преимущество народной Монголии. 4 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2