Сибирские огни, 1981, № 7
42 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В искусная работа бывала лучшим украшением ханских дворцов? Используя ресурс:, предоставляемые природой, кочевое общество шло путем технического прогрессі изобретая и распространяя предметы, вошедшие в обиход многих народов мирі И можно было понять, отчего на Международном конгрессе монголоведов в Улан Баторе (1974 г.) аплодировали оратору, указавшему на тех, кто, «околачиваясь околі науки, с барабанным боем приписывают свое невежество в области культуры мои гольского народа самим монголам». Семья кочевника обычно держала пять видов скота (овцы, лошади, козы, верб люды, коровы или быки — смотря какая местность), в каждом хозяйстве преобладал! то, с чем у семьи было больше традиций заниматься. Потому люди помогали друі другу при перекочевках или во время больших празднеств. Долины обширны, можні брести, куда глаза глядят, но передвигались строго по маршрутам, указанным пред водителем племени или рода. Знать путь перемещения, в какоі^ год и куда лучше нд правиться, было уделом избранных. От их совета зависели судьбы больших кочев ничьих объединений. Не зря богатый нойон, желая привлечь к себе овдовевшую ханш) обещал ей самое большое, чем мог тронуть сердце: «Буду хранить твой огонь, буд) указывать тебе кочевья». — Почему наш путь в эту сторону, а не в другую?— спрашиваю я Мягмара,- Ведь там, куда мы направляемся, уже может стоять юрта, — Не может,— Мягмар достает из-за пазухи трубку и закуривает.— Тут мой отеі кочевал, и дед, и прадед. — Но земля теперь общая! — Кому И как кочевать — решают в сомонном центре. Там известно, где і могу быть. — Да как уследить за всеми на площади 500 тысяч гектаров? — У каждого хозяйства свои круги. — У всех охота сниматься с места? — Сборы стали тяжелее, имущество в юртах растет. Кое-где так разбаловались что не двинутся, пока из сомона им грузовые машины не пришлют. Положено - отдай! — Отчего же ты не дожидаешься машины, Мягмар? У нас машина не пройдет. Пески... Мы вступили в зеленый оазис. В траве журчал ручеек, шумели раскидистые вязы Роща влекла прохладной тенью, у меня было удивительное чувство узнавания, хот: я точно знал, что вижу рощу в первый раз. Снилась она мне, что ли... И я вспомнил, это было у Н. Рериха, про одинокий вяз, чудом уцелевший среди пустынных нагори: Монголии, Какие-то злые люди обломали ветви, но не дерзнули свалить все дерево Вяз давал жизнь молодой поросли, темневшей среди ирисов, дерисуна, востреца «Если не произойдет здесь обвала,— писал Н. Рерих,— или не пройдет жестокосерда: рука истребителя, то в будущем окажется целая вязовая роща. Так неустанно трудится дерево, стремясь и в опустошенной почве опять создать жизнь». Боюсь утверждать, что мы оказались именно в рериховской роще, под уцелев' шим в пустыне старым вязом, но если это та самая роща, то можно действительно по дивиться цепкой силе природы. Не случился обвал, не прошла жестокосердая рум . стребителя, и маленький наш караван нашел в тени шумящих вязов короткий покой Мы сняли с верблюдов поклажу, давая отдохнуть их мокрым спинам. Мягмар накрыл двух верблюдов тонкими войлочными потниками. Дети, вызволенные из корзин, раз минались в траве и гонялись друг за другом. Оюун повязала платок узелком на лбу, расстелила под вязом клеенку, расставила снедь, разлила из' термоса по чашкам мо лочный чай, подавая гостю и мужу на протянутых руках, а детям без церемоний, но сами дети принимали чаши двумя ручонками или ладонью правой руки, при этом ле вой рукою поддерживая локоток правой. Элементы кочевых обычаев соответствовали особому душевному складу народа, имевшего наследственное уважение к твердым правилам, завещанным предками, от вечающих жизненному укладу, канонизированным в традициях и церемониях. Обычаи оказываются более долговечными, чем окружающий мир. Если бы дед или прадед Мягмара сегодня заявились к нему, они бы растерялись перед несвойственной их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2