Сибирские огни, 1981, № 7

«П УС Т Ь Н Е П О К И Н ЕТ Д УШ А ...» 37 — Видимо, дальнейшему устранению противоречий между огромностью терри­ тории и немногочисленностью населения,— замечаю я,— может способствовать повы­ шение культуры людей, их научно-технических знаний, профессионального уровня? — Основным фактором культуры и цивилизации мы рассматриваем просвеще­ ние. В стране бесплатное всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Открыт университет, высшие учебные заведения, посылаем молодежь учиться в Советский Союз и другие социалистические страны. Все молодые люди должны иметь равные шансы на утверждение. Наши родители жили в мире страха и ограничивавших их за­ конов, придуманных для поддержания существовавшего хода вещей. Тирания феода­ лов и духовенства сковывала творческое начало, приводила к апатии, умственному застою, покорности. Мы же стремимся использовать традиции, культуру, цивилизацию как инструмент постоянных перемен. Выросло поколение, способное самостоятельно принимать решения и осуществлять их. — Сегодня монголы очень подвижны,— продолжаю я.— Ездят по свету, сотруд­ ничают в международных организациях, голос Монголии звучит в ООН. Видимо, это отвечающее новому времени кочевничество тоже накладывает отпечаток на совре­ менного монгола? Юмжагийн Цеденбал пожимает плечами: — Не знаю, уместен ли в этом случае термин «кочевничество», я бы говорил о динамизме монгольской действительности. Наш народ становится живее, энергичнее, быстрее откликается на новые обстоятельства. Меняется среда обитания, в быт входят элементы научно-технической революции. У человека, управляющего конем, и у води­ теля автомобиля — разная реакция на внезапно возникшую ситуацию. — Тем не менее всадник и автомобилист здесь составляют общность с прочными внутренними связями и с одинаковыми эмоциями по отношению к крупным событиям, не так ли? — Общественное единство обеспечивается высокими идеалами и открытыми, предельно честными обсуждениями возникающих проблем. Когда людям говоришь правду, как она есть, они поймут, сплотятся, сообща будут находить выход из положе­ ния. Никогда не забуду, как в годы Великой Отечественной войны мы говорили в юр­ тах о зиме под Москвой 1941-42 год?. Аратов не надо было уговаривать, они заарка­ нивали лучших в табуне коней, вели на сборные пункты, отдавали фронту деньги, по­ лушубки, варежки, теплые носки, хотя сами жили небогато. С ними говорили, ничего не тая за душой. Всякое отсутствие откровенности вселяет неверие, разъединяет общество. ' / ...Мои мысли вернулись в Улан-Батор, к апрельским дням 1980. года, когда в Мон­ голии отмечали сорокалетие X съезда МНРП. Друзья и соратники обратились к Ю. Цеденбалу с приветственными словами. «Дорогие товарищи,— сказал в ответ Ю. Цеденбал,— вы пришли ко мне с поздравлениями, не спорю, есть определенный повод к этому. Но не это должно являться главным для нашего разговора... Мы всегда обязаны руководствоваться указанием великого Ленина, который говорил, что лучший способ отпраздновать годовщину революции — это сосредоточить внимание на нере­ шенных задачах. Нерешенных задач и недостатков у нас немало. Мы имеем, к приме­ ру, серьезные недостатки в теоретическом обобщении практики строительства нового общества в Монголии. На этом фоне явным диссонансом звучит преувеличение моей роли в завоеванных нашим народом под руководством партии исторических дости­ жениях...» Таков сын пастуха Юмжи, Первый секретарь ЦК МНРП, Председатель Президиу­ ма Великого Народного Хурала МНР. — От людей с рабской психологией,— продолжает товарищ Цеденбал,— нельзя ожидать социальной активности. Они могут исполнить, что приказано, и мы не увидим на их лице счастья. А если этого не видишь — зачем все? — У каждого свое представление о счастье,— говорю я. — Счастье, наверно, это когда достигнутое совпадает с намеченным, потому оно и зависит в первую очередь от идеалов, стремлений, цели. Я думаю, люди, сознатель­ но борющиеся за торжество социализма, видя результаты своих усилий, могут испы­ тывать это высокое ощущение. Если же перейти к другому уровню разговора, то мож

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2