Сибирские огни, 1981, № 7
«П УС ТЬ Н Е П О К И Н ЕТ Д УШ А ...» 35 Повязав школьникам пионерские галстуки, они строем выводили классы в мона- .стырь на утреннюю молитву. Юный дербет окончил четыре класса, его отправили і в Улан-Батор, поместили в каменное общежитие средней школы. Он долго не смел приблизиться к стене с черным выключателем, наблюдая, как сверстники, включая .свет, разбегались. Облокотившись на подоковник, юный кочевник разглядывал ино странцев в клетчатых гольфах, гулявших по улан-баторским улицам с тростью в ру ках. Это были последние служащие датских, английских, американских фирм. За город выезжали комиссии отбирать скот у феодалов и распределять среди бедноты. По Со глашению об основных принципах торговых отношений между МНР и СССР, подпи санному в*1929 году, Советский Союз взял на себя обязательство помогать Монголии производственными товарами и предметами потребления. Страна получала экономиче скую независимость. Когда дербетскому юноше после окончания школы предложили учиться в Советском Союзе, это уже отвечало его надеждам. Двадцатидвухлетний сын Юмжи, вернувшийся после учебы на рабфаке и в фи нансово-экономическом институте Иркутска, обучал у себя на родине юных монголь ских экономистов, а после стал во главе Министерства финансов и правления Государ ственного банка МНР. Монгольские финансисты добивались прекращения роста растрат и хищений, учи ли расходовать каждый тугрик с умом, чтобы он возвращался в двойном и тройном размере. В тридцать четвертом году бюджет страны в доходной части был тридцать восемь миллионов девятьсот тысяч тугриков, а через пять лет поднялся до ста восем надцати миллионов. Это позволило выделять больше средств на экономику, культу ру, благосостояние, оборону. И когда случилась война на Халхин-Голе, сын Юмжи, мо лодой министр, обеспечивал финансирование предприятий, занимался продовольст венным снабжением войск. В дни победы в улан-баторском деревянном круглом те атре правительство МНР устроило обед, советские герои-летчики кружились в вальсе с широкоскулыми официантками, а министр финансов, беседуя с друзьями, еще не подозревал, что случится в этих же стенах полгода спустя. В апреле 1940 года на X съезде МНРП сына пастуха Юмжи избрали Генеральным секретарем ЦК МНРП. «Хочешь, поедем на твою родину, навестим мать?» — предло жил тогда премьер-министр Чойбалсан молодому товарищу, и они отправились на ав томобилях в степь. Я спрашивал Юмжагийна Цеденбала сорок лет спустя, что почувствовал он, мо лодой человек, когда ему доверили высший пост в партии. «ИспугалсяІ» — сказал Це- денбал. Меня тронула интонация — он не шутил, но и не утверждал это всерьез, а как бы выдавал смущение, свойственное тогдашнему его возрасту и прекрасному, самому себя обгонявшему времени, когда смуглая машинистка, скосив глаза на черновик, впервые выстукивала на «ундервуде» параграфы новой Конституции: «Монгольская Народная Республика есть независимое государство трудящихся (аратов-скотоводов, рабочих и интеллигенции), уничтоживших империалистический и феодальный гнет, обеспечивающее некапиталистический путь развития страны для перехода в даль нейшем к социализму». Автомобиль бежал улан-баторскими переулками, вдоль карточных дворов, где поднимались новые корпуса промышленных предприятий, построенных при помощи Советского Союза; навстречу неслись грузовики, на узкоколейной железной дороге пыхтел первый паровоз, тащивший по рельсам платформы с налайхинским углем. По обочинам шли девушки-работницы в традиционных дэли, повязав головы, наподобие русских пролетарок, красными косынками. Попадались вчерашние ламы, ныне рабочие кустарных мастерских: кузнецы, скорняки, плотники, сапожники, портные... Вот и брат Аюрзана сбросил желтые одежды, с ними ламское имя, вышел за монастырские во рота, уже и обзавелся семьей. В тот год в стране было около ста двадцати промысло вых артелей с общим числом рабочих пять с половиной тысяч — все из покинувших обитель буддийских монахов. На добровольных началах возникали объединения и то варищества, город не то что спешил, но как бы пробовал себя в новых направлениях. Автомобиль катился по степи. Араты копали колодцы, ходили за конными граблями и сенокосилками, кое-где урчали первые тракторы. При этом степь сохраняла идущие из глубины веков и свя 3 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2