Сибирские огни, 1981, № 7
34 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В В буддийскую обитель старик готовил и второго сына. Так было заведено в каж дой монгольской семье: одного или двух сыновей отдавать в монастырь. Даже в пер-' вые годы народной власти за оградами монастырей оставалось больше пятнадцати тысяч юных баньди, то есть учеников лам в возрасте от семи до восемнадцати лет. Предназначенным в монастырь детям родители оказывали почести, как самым доро гим гостям. Им угождали, отдавали лучшие куски, за столом усаживали на почетное место, так подкладывая подушки, чтобы шаловливый баньди восседал выше других. Юмжа похваливал младшего сына: «Ты хорошо пасешь овец и собираешь аргал, из тебя тоже лама выйдеті» А в степи конники Советской России и революционные отряды Монголии уже гнали на рысях белогвардейские банды. Из юрты в юрту передавали листовки. Умею щие читать выкрикивали собиравшимся из окрестных мест аратам: «Монголы, ваши города и юрты, ваши монастыри и храмы, ваш скот и ваши пастбища будут для нас неприкосновенны. Мы не будем указывать вам, как жить,— живите, как жили. На ве ликом народном собрании всей страны вы сами установите свои порядки такими, ка кими хочет весь народ монгольский». И хотя обещаний прежде тоже хватало, на них не скупились ни китайские власти, ни белобандиты, ни свои князья, очистительный ветер на этот раз был такой силы, что поворота к старому быть уже не могло. В Урге народное правительство заключило с Богдо-гегеном «Клятвенный договор»: монарха не трогали, ограничив его интересы в основном церковными делами, власть переходила к народному правительству. До носились слухи, что народное правительство отменило обычай кормить в Урге за счет местного населения два месяца в год десять тысяч монахов и подумывает, не запре тить ли крылоподобные женские прически со склеенными косами, украшенными се ребром, жемчугами, бирюзой и кораллами: желание обладать всем этим может вредно сказываться на аратских хозяйствах. Прическу разрешали, вроде бы, не выше трех пальцев, и чтобы серебра на нее расходовать не больше пяти лан. Бродячие монахи сообщали свои новости. В ханском дворце скончалась супруга Богдо-гегена, досточтимая Эхи-Дагиня, в монастырях по этому случаю идут службы, караульный полк преподнес ханскому дворцу трех быков из своего довольствия, и сам три дня оставался без мяса. Убитый горем монарх переселился из двухэтажного дома в вой лочную юрту. И еще шли разговоры, будто рядом с монастырями новая власть затея ла строить школы, туда забирают детей, но аратам казалось, что перемены этого рода не догонят их кочующих юрт. И когда к юрте Юмжи прискакал уполномоченный из сомонного центра, известил старика, что младшего сына по разверстке мобилизуют в новую школу, открытую в восьмиханной юрте рядом с Улангомским монастырем, для Юмжи это был гром среди ясного неба — крушение надежд. Старик собирал мальчика трясущимися рука ми, тяжело дыша ему в ухо: «Ты убегай из школы, Цеденбал!» На кошме скрестили ноги ученики, держа в руках кисточки и грифельные доски. По степи кружили новости, запоздало проникая сквозь войлочные школьные стены. Влиятельные князья — Гуны, ваны, тайчжи и прочие,— уловив необратимость происхо дящего, слагали с себя сословные звания и добровольно обрезали себе косы. А ху тухты и хубилганы, почитаемые духовенством и верующими людьми за святых, отка зывались от своих прав, кое-кто из них подал заявления в народно-революционную партию. Между тем умер пятидесятипятилетний Богдо-геген, вызвав досаду пророков, предсказавших ему сто двадцать лет жизни. Пока монастырские ламы бальзамировали тело, обкладывая останки солью, пока верующие пребывали в ожидании, не переро дится ли, не возродится ли покойник в каком-нибудь мальчике, народное правитель ство провело выборы делегатов на Первый Великий Хурулдан. Все смешалось, пере- ворошилось, и на открытии Хурулдана (ноябрь 1924 года) премьер правительства Цэрэндорж, тоже отказавшийся от звания гуна (князя 6-й степени), так заканчивал приветственную речь: «Да будем спокойно и мирно охранять нашу религию и нациюі Да будет вечной Монгольская Народная Республика!.. Да будет крепок и незыблем Коминтерн!» Сын пастуха Юмжи дважды пытался бежать, но это ему не удавалось. Учителями были вчерашние чиновники, послушные новой власти внешним поведением, а не душой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2