Сибирские огни, 1981, № 7
«П УС ТЬ Н Е П О КИ Н ЕТ Д УШ А ...» 33 той в мире, это не унижает их собственных обычаев, а связано со свойственным вре мени обогащением выражения чувств. Давст встречал своего земляка, сына пастуха Юмжи. Сын пастуха шел в обнимку с друзьями детства по промытой дождями траве. Следуя в полушаге, я слышал обрывки воспоминаний, как у родительской юрты, не умея дотянуться до верхнего ската, где на фанере сушился арул, мальчишки подка рауливали, пока на твердеющий творог не позарится коршун и не выронит кисловато сладкий кусочек к их обутым в дырявые ботинки ногам. Творог везде выдерживают в мешках, сушат под одним солнцем, от любого кусочка зубы сверкают белизной, и все-таки вкусней тот арул, который пахнет теплыми руками твоей матери. Это небо, юрты, кони.— где мы, в каких кочевничьих временах, что за долина дымится полуденным солнцем, чьи занесенные песком белые кости беспокоят вооб ражение? Трава свежая, сочная, густая, какою была, может быть, когда истаял на земле ледовый панцирь и все живое с нерастраченной силой радостно пошло в рост. Если долго смотреть на ковыльную степь,' захватывая дрожащий в теплом воздухе гори зонт, из пластов монгольской истории выскочат всадники в мягких кожаных доспехах, с войлочными оплечьями, достающими до локтей, с круглыми выпуклыми щитами «халха», поднимут с гиком на дыбы покрытых попонами коней, вскинут тугие луки; пронесется половецкой степью кобылица со сбитым на бок седлом, волоча воина, прикандаленного .одною ногой к стремени; в прогорклом дыму утратят очертания полчища конников с хвостатыми бунчужными знаменами; туда же потащится упряжка быков с бронзовым котлом на деревянных обрубках... Я поднимаю из травы покрытый копотью обломок. Пожалуй, это был небольшой котелок для походного тагана с четырьмя ножками, приклепанными к плоским обручам, обожженный пламенем сухого аргала, собранного женой и детьми кочевника деревянными грабельками в плетеные корзины, закинутые за плечи. Женщина подоила коров, сплела веревку из конских волос, послала детишек отловить и привязать ягнят, выскоблила сырую овчину и присыпала солью, починила гутулы, переделала множество разных работ. У нее нет претензий к мужу, ускакавше му под бой барабанов в чужие земли, она знает, что мужчина родится в юрте, а уми рает в поле. Вечером, вытянув у очага усталые за день ноги, она даст ребенку грудь и запоет колыбельную песню с печальным припевом: «Не бойсяі» А когда сквозь верхний круг юрты проникнет ночь и уснут прижавшиеся друг к другу на воловьих шкурах дети, женщина уткнется головой в шершавую шубу и беззвучно заголосит, как где-то далеко от нее, может быть, в этот час голосит русская баба. Потому ли, что судьба России так или иначе связана с культурно-историческими потоками, которые обрушивались с соседних гор и степей, хотя и не только потому, нас не покидает глубоко личный у каждого и с тем вместе общенародный интерес к соседям, в том числе к монголам, к их отличным от наших традициям, к их совре менным устремлениям, важным для понимания сложных процессов притяжения меж ду различными районами мира. Присматриваясь к монголам, к темпам их историче ского развития и к ритмам современной жизни, к созданным ими общезначимым нравственным и культурным ценностям, замечаешь: как в пиале с кумысом отражает ся синий небосклон, так жизнь отдельных людей способна указывать на судьбы нации. В этом смысле поездка с одним из сыновей пастуха Юмжи из Улан-Батора на его родину, я думаю, может предварить книгу о традициях, реальностях, надеждах мон гольского ^арода. Юмжа отправил старшего сына Аюрзану в монастырь, блиставший золотыми крышами в. стороне от карточных поселений, на расстоянии, когда ветер еще может донести человеческие голоса. На подростка накинули желты,е одежды и дали новое имя — Тавхи. Будь спокоен, отец: подростка научат есть, не высовывая язык и не чав кая, не морщиться, когда во рту кисло, а если случится грех прелюбодейственных речей в присутствии женщины, суровые буддийские братья потребуют от него по каяния. Если повезет, сын однажды получит высшее посвящение, будет читать молит вы, трубить в раковину, бить в барабаны. А не пойдет ученье — по крайней мере, на учится монастырским ремеслам. 3 Сибирские огни № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2