Сибирские огни, 1981, № 7
190 у к н и ж н о й п о л к и щить каждому монголу о всемирности, космизме учения Ленина — вождя трудо вого народа. Рыба, изображенная на кар тине, символизирует бдительность, а рас пускающийся цветок лотоса свидетельству ет о том, что слово и дело Ленина — свя щенно и нетленно. 8 спокойном взгляде Ленина, в очерта ниях его лица запечатлена добрая и дея тельная мудрость. Один из продолжателей дела великого мастера, видный современный художник А. Сенгецохио широко известен как автор замечательных полотен, посвященных исто рии МНР. Монгольская историческая кар тина, пишет И. Шульце, служит прежде всего целям наглядного обучения, и этим объясняется иллюстративность, как харак терная черта, которая господствует в жи вописных произведениях на темы истории. Картина А. Сенгецохио «Встреча с Лени ным» (1969. Гуашь на ткани. 85X70 см. Улан-Батор. Музей изобразительных ис кусств МНР) представляет встречу Д. Сухэ- Батора с Лениным в 1921 г., когда в Моск ву прибыла монгольская делегация. Худож ник изображает деловую атмосферу рабо чего кабинета, где сердечно принимаются монгольские товарищи, одетые в яркие на циональные одежды. В знак вечной друж бы Д. Сухэ-Батор преподносит Ленину на голубой шелковой ленте чашу с моло ком— символ добра, мира, благопожела- ния и глубокого уважения. Соседствующее с этой картиной в аль боме произведение Б. Гомбосурэна «Хо зяева новой власти» (1963. Гуашь на ткани. 75X140 см. Улан-Батор. Музей революции) запечатлело историческое событие, проис шедшее вскоре после победы Народной Революции: мы видим украшенные лама истскими храмовыми флагами внутренние покои дворца богдо-гегена где Д. Сухэ- Батор, как глава делегации МНРП, заклю чает соглашение с представителями «жел той церкви». Они должны дать обязатель ство в будущем посвятить себя исключи тельно делам религии. Как резкая противо положность открытым и дружелюбным ли цам народных революционеров и гордой, мужественной осанке Сухэ-Батора,— ла мы — частью в черных одеяниях (символ коварства) — обнаруживают льстивое подо бострастие в своих позах, притворную веж ливость. Так художник выявляет и показы вает будущие конфликты между ламами.и новой властью. Богдо-геген к этому мо менту истории уже не играл активной роли в политике страны. Впавший в детство, ослабленный кутежами и болезнями, он стал игрушкой в руках своей вероломной супруги и на картине изображен малень кой старческой фигуркой, дремлющей в тени балдахина на троне. И. Шульце исследует не только взаимо зависимость монгольской живописи и ре альной действительности Монголии, не только размышляет о путях трансформации традиций народной живописи в современ ном изобразительном искусстве МНР, ио и находит возможным проводить интересные параллели между средневековыми евро пейскими сказаниями и эпосом Монголии, между сюжетами христианских мифов, отображенными в иконах, и монгольскими произведениями, воспроизводящими сце ны Гэсэриады. Комментируя картину Я. Ур- жина и У. Ядамсурена, И. Шульце отмеча ет: «Неиссякающая популярность эпоса о Гэсэре доказывает аппликация из ткани «Победоносный герой», которая по своему декоративному характеру и повествова тельной свежести близка к монголо-пер сидским миниатюрам X IV века. Здесь изо бражен сподвижник Гэсэра — Буидунг, ко торый, как святой Георгий в христианской легенде поражающий дракона, закалывает копьем злого змея-оборотня...» Один из авторов этого произведения — У. Ядамсурен является народным художни ком МНР. Среди многих полотен кисти вы дающегося мастера, воспроизведенных в альбоме, есть и вершина его творчества в жанре «монгол зураг» картина «Народный сказитель». Лик певца полон спокойного одухотворения и мудрой гармонии, его поза, движейие рук, в которых поет мо- ринхур, украшенный резной головой мон гольской лошади, все это находится в уди вительном созвучии и согласии с изяще ством и тонкостью линий, которыми переданы сказочные существа, перепле тающиеся на стѳ'не за спиной сказителя. Любовно передает художник орнаменты и на музыкальном инструменте и на ковре, как бы тем самым проводя в картине ме лодическую тему народной песни. В иной манере, с иной, чем у Ядамсуре на, точки художественного видения мира, представляет народного сказителя другой художник, Г. Одон. На его картине — наш современник, исполняющий народное ска зание. Его внимательно слушает не только мальчик, который понесет в будущее уни кальное искусство отца, но и речка за спи ной певца, деревья, камни и дальние за снеженные вершины гор. Природа, вошед шая в сказания народа, сообщает картине пространственную широту и придает ей по истине эпическое звучание. Ведущей темой монгольских художни ков несомненно является современность, деяния героев трудовых будней, социали стического строительства и преобразова ния древней монгольской земли. В альбоме широко представлена эта многообразная и яркая сторона творчества живописцев, как портретами, так и жанровыми полот нами. Современность отражена и в графи ческих работах. Впечатляют выразительностью и проник новением в характеры портреты У. Ядам сурена, работы Д. Чойдога, О. Цевегжава, А. Сенгецохио и других. Вместе со своими героями — ударниками труда, скотоводами, рабочими, монголь ские художники находятся на самом пере довом рубеже строительства новой жизни, внося свой весомый вклад в борьбу за формирование нового, социалистического сознания и уклада жизни своего талантли вого народа. И. АЛЕКСАНДРОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2