Сибирские огни, 1981, № 7

190 у к н и ж н о й п о л к и щить каждому монголу о всемирности, космизме учения Ленина — вождя трудо­ вого народа. Рыба, изображенная на кар­ тине, символизирует бдительность, а рас­ пускающийся цветок лотоса свидетельству­ ет о том, что слово и дело Ленина — свя­ щенно и нетленно. 8 спокойном взгляде Ленина, в очерта­ ниях его лица запечатлена добрая и дея­ тельная мудрость. Один из продолжателей дела великого мастера, видный современный художник А. Сенгецохио широко известен как автор замечательных полотен, посвященных исто­ рии МНР. Монгольская историческая кар­ тина, пишет И. Шульце, служит прежде всего целям наглядного обучения, и этим объясняется иллюстративность, как харак­ терная черта, которая господствует в жи­ вописных произведениях на темы истории. Картина А. Сенгецохио «Встреча с Лени­ ным» (1969. Гуашь на ткани. 85X70 см. Улан-Батор. Музей изобразительных ис­ кусств МНР) представляет встречу Д. Сухэ- Батора с Лениным в 1921 г., когда в Моск­ ву прибыла монгольская делегация. Худож­ ник изображает деловую атмосферу рабо­ чего кабинета, где сердечно принимаются монгольские товарищи, одетые в яркие на­ циональные одежды. В знак вечной друж­ бы Д. Сухэ-Батор преподносит Ленину на голубой шелковой ленте чашу с моло­ ком— символ добра, мира, благопожела- ния и глубокого уважения. Соседствующее с этой картиной в аль­ боме произведение Б. Гомбосурэна «Хо­ зяева новой власти» (1963. Гуашь на ткани. 75X140 см. Улан-Батор. Музей революции) запечатлело историческое событие, проис­ шедшее вскоре после победы Народной Революции: мы видим украшенные лама­ истскими храмовыми флагами внутренние покои дворца богдо-гегена где Д. Сухэ- Батор, как глава делегации МНРП, заклю­ чает соглашение с представителями «жел­ той церкви». Они должны дать обязатель­ ство в будущем посвятить себя исключи­ тельно делам религии. Как резкая противо­ положность открытым и дружелюбным ли­ цам народных революционеров и гордой, мужественной осанке Сухэ-Батора,— ла­ мы — частью в черных одеяниях (символ коварства) — обнаруживают льстивое подо­ бострастие в своих позах, притворную веж­ ливость. Так художник выявляет и показы­ вает будущие конфликты между ламами.и новой властью. Богдо-геген к этому мо­ менту истории уже не играл активной роли в политике страны. Впавший в детство, ослабленный кутежами и болезнями, он стал игрушкой в руках своей вероломной супруги и на картине изображен малень­ кой старческой фигуркой, дремлющей в тени балдахина на троне. И. Шульце исследует не только взаимо­ зависимость монгольской живописи и ре­ альной действительности Монголии, не только размышляет о путях трансформации традиций народной живописи в современ­ ном изобразительном искусстве МНР, ио и находит возможным проводить интересные параллели между средневековыми евро­ пейскими сказаниями и эпосом Монголии, между сюжетами христианских мифов, отображенными в иконах, и монгольскими произведениями, воспроизводящими сце­ ны Гэсэриады. Комментируя картину Я. Ур- жина и У. Ядамсурена, И. Шульце отмеча­ ет: «Неиссякающая популярность эпоса о Гэсэре доказывает аппликация из ткани «Победоносный герой», которая по своему декоративному характеру и повествова­ тельной свежести близка к монголо-пер­ сидским миниатюрам X IV века. Здесь изо­ бражен сподвижник Гэсэра — Буидунг, ко­ торый, как святой Георгий в христианской легенде поражающий дракона, закалывает копьем злого змея-оборотня...» Один из авторов этого произведения — У. Ядамсурен является народным художни­ ком МНР. Среди многих полотен кисти вы­ дающегося мастера, воспроизведенных в альбоме, есть и вершина его творчества в жанре «монгол зураг» картина «Народный сказитель». Лик певца полон спокойного одухотворения и мудрой гармонии, его поза, движейие рук, в которых поет мо- ринхур, украшенный резной головой мон­ гольской лошади, все это находится в уди­ вительном созвучии и согласии с изяще­ ством и тонкостью линий, которыми переданы сказочные существа, перепле­ тающиеся на стѳ'не за спиной сказителя. Любовно передает художник орнаменты и на музыкальном инструменте и на ковре, как бы тем самым проводя в картине ме­ лодическую тему народной песни. В иной манере, с иной, чем у Ядамсуре­ на, точки художественного видения мира, представляет народного сказителя другой художник, Г. Одон. На его картине — наш современник, исполняющий народное ска­ зание. Его внимательно слушает не только мальчик, который понесет в будущее уни­ кальное искусство отца, но и речка за спи­ ной певца, деревья, камни и дальние за­ снеженные вершины гор. Природа, вошед­ шая в сказания народа, сообщает картине пространственную широту и придает ей по­ истине эпическое звучание. Ведущей темой монгольских художни­ ков несомненно является современность, деяния героев трудовых будней, социали­ стического строительства и преобразова­ ния древней монгольской земли. В альбоме широко представлена эта многообразная и яркая сторона творчества живописцев, как портретами, так и жанровыми полот­ нами. Современность отражена и в графи­ ческих работах. Впечатляют выразительностью и проник­ новением в характеры портреты У. Ядам­ сурена, работы Д. Чойдога, О. Цевегжава, А. Сенгецохио и других. Вместе со своими героями — ударниками труда, скотоводами, рабочими, монголь­ ские художники находятся на самом пере­ довом рубеже строительства новой жизни, внося свой весомый вклад в борьбу за формирование нового, социалистического сознания и уклада жизни своего талантли­ вого народа. И. АЛЕКСАНДРОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2