Сибирские огни, 1981, № 7
у к н и ж н о й п о л к и 189 та. Интересен один из рисунков на горе Тэбш, где у креста изображены «ноги». Возможно, мы видим здесь персонифици рованную «шагающую» вселенную...» Так, добавим, возможно, понималось древними людьми Сибири значение чело века, который соотносился с миром, солн цем, вселенной и сам составлял космос... Книга не только отвечает на вопросы, но и ставит проблемы будущих поисков: «Вхо де тысячелетий протекали сложные про цессы миграции, взаимодействия и ассими ляции древних племен, культур и языков Запада и Востока, Юга и Севера... Важны палеантропологические данные, свидетель ствующие о широком распространении на Западе Монголии в отличие от Востока ев- ропеидного населения в эпоху бронзы и раннего железа в те времена, когда созда вался основной массив наскальных изобра жений Центральной Азии, Монголии и со ветского Горного Алтая. Само по себе гео графическое положение горы Тэбш позво ляет высказать в этой связи мысль о син кретическом характере ее наскального ис кусства. Вполне возможно, что его созда телями были как племена Востока, так и Запада — древние индоевропейцы и пред ки алтайских племен, тюрков и монголов, в фольклоре которых дошел до нас образ Сына Неба... Такова проблема для будущих поисков в сложном мире первобытного искусства и мифологии Азии». Бесценно значение в истории мировой культуры замечательного памятника Цент ральной Азии — горы Тэбш с ее петрогли фами. Таково же, добавим, и значение монографии А. П. Окладникова, впервые в истории наукц с исчерпывающей полно той исследовавшего этот уникальный па мятник— вечный символ взаимодействия соседствующих народов. АЛЕКСАНДР ВАШУРИН Ingrid Schulze. Mongolische Malerei. H.-v. «Kunst und gesellschaft», Berlin, 1979. Ингрид Шульце. Монгольская живопись. Берлин, изд-во «Искусство и общество», 1979. Этот великолепный альбом, изданный в популярнейшей серии «Мир искусства», по священ традиционной, классической и со временной живописи Монголии. В обширном вступительном очерке Инг рид Шульце дан всесторонний и глубокий анализ истоков, особенностей и принципов художественного осмысления действитель ности монгольскими живописцами разных поколений. Традиции национального стиля «монгол зураг», лучшие из которых переосмысля ются и творчески отражаются и в совре менных полотнах, уходят в глубину веков. «Монгол зураг» — своеобразная плоскост ная живопись, с необычным для современ ного «европеизированного» зрения пони манием и воплощением перспективы, рож денным, в частности, традиционным отно шением древних монголов к жизни, как совокупности форм преодоления прост ранства. Изящество композиции, исключительная декоративность, предельная лаконичность и простота рисунка, насыщенные и спокой ные тона цветовой гаммы — все это есте ственно и органично совмещено с глубо кой народной символикой. Живописцы «монгол зураг» • избирают пять основных цветов— огненно-красный означает ра дость жизни; голубой — пространственно- временную бесконечность и спокойствие; желтый — благоприятствование и удачу; белоснежный цвет символизирует невин ность, чистоту; черный — коварство и со предельные ему качества. Замечательные летящие птицы настенных росписей Ноён-нурского кургана (III— I вв. до н. э.); рисунки, обнаруженные при рас копках древней монгольской столицы Ка ракорум, многоообразие сюжетов и их вы разительность в «киданьских росписях»; уникальный барельеф Их-Тэнгер в двадца ти километрах от Улан-Батора, относящийся к юаньскому периоду; рисунок XVI в., от правленный Алтан-ханом правителю Мин ского государства — даже в первом при ближении описание этих художественно исторических ценностей способно открыть многое в деле постижения смысла и харак тера живописи Монголии. Частично монгольский стиль переплавил в себе и влияние тибетского искусства, про явившееся в конце XV II в. и сказавшееся большей частью в буддийских сюжетах. Обстоятельно рассказывает И. Шульце о выдающемся представителе монгольской национальной живописи Б. Шарава (1886— 1939). Сын арата, с детства познавший тру довую суть жизни, художник ярко изобра зил в своих произведениях будни народа, паразитизм лам и феодалов, правдиво за печатлел социальные противоречия старой Монголии. Неизгладимое впечатление оставляет ге ниальное творение Б. Шарава «Один день Монголии» — являющееся вершиной доре волюционного периода его творчества. Все слои общества, все роды деятельности, все занятия, все человеческие проявления, символический очерк природно-хозяйст венного и этнографического облика старой Монголии, глубокое раздумье о путях и смысле человеческой жизни — все это не постижимым образом воплотилось в гран диозной по своей содержательности и изящно-лаконичной по форме картине ве ликого мастера. Замечательными полотнами ознаменован и послереволюционной период творчества Б. Шарава. Он вошел в историю монголь ского искусства как автор первых портре тов В. И. Ленина и Д. Сухэ-Батора. Композиционно прост портрет В. И. Ле нина, но использование символов традици онной живописи придает этому произведе нию содержательную объемность и глуби ну. Ленин изображен на фоне земного шара, справа и слева от вождя — красные знаме на, над ним — пятиконечная звезда на фо не лучей солнца — все это призвано сооб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2