Сибирские огни, 1981, № 7
188 у к н и ж н о й п о л к и В этот ареал входят петроглифы Тувы, побережий Енисея и Селенги, Средней Азии, Афганистана и Тибета. Такое широкое сопоставление дает возможность ученому утверждать с достаточной вероятностью индоевропейский характер народа или «на родов, с родственной, единой в основе культурой», которые населяли в древно сти центральноазиатские пространства от Памира до Хингана. А. П. Окладников сравнивает одну из наиболее выразительных антропоморфных фигур горы Тэбш с изображением юноши на фреске Кносского дворца (остров Крит): «На голове изображена корона из перьев или широкий полулунный шлем, напомина ющий шлемы античных воинов. За поясом у война-красавца заткнуто оружие с длин ной рукоятью, скорее всего боевой топор или клевец. Рисунок изображает, должно быть, воина или вождя, а может быть, и божество древних степных племен. От фи гуры исходит ощущение гибкости и муже ственной силы. Неподалеку на огромной глыбе был высечен знак, который сразу же вызвал в памяти что-то очень далекое и столь же древнее. Точно такие же знаки видели на том же Крите исследователи кри- то-микенской культуры. Это была двойная секира, священный символ божества гро ма и молнии...» Широта пространственно-временных ас социаций выявляется и при сравнении сол нечной колесницы, высеченной древними мастерами на горе Тэбш, с всемирно из вестной бронзовой колесницей из Трунд- хольма в Скандинавии. «Кто знает, какое множество идей и ми фов столкнулось в незапамятные и темные времена на скалах Хобд-сомона, откуда пришли сюда почитатели двойной секиры и солнечной копесницыі» — восклицает ученый, и это его восклицание не остается без ответа. В связи с этим особый интерес представ ляет центральная по значению глава моно графии — «Идейное содержание петро глифов горы Тэбш». Уже само начало ее — очерк методики и методологии — точной, глубоко и последо вательно материалистической, объектив ной, основанной на широчайшем материа ле и предельном проникновении в его суть, удивительно простой и непостижимо муд рый взгляд на искусство древнего челове ка — все это делает возможным даже че ловеку, ограниченно осведомленному в ар хеологии, с достаточной степенью понима ния проследить ход мысли А. П. Окладни кова, проникнуть вместе с ним в древность и приблизиться к пониманию идейного со держания наскальных рисунков, отразив ших через сюжеты непосредственной дей ствительности представления древних о космосе, о взаимоотношении земли, неба и человека. Исследуя количественное преобладание рисунков сибирского козерога, ученый рассматривает этот вопрос со всех точек зрения, начиная с самых простых и очевид ных, так сказать, бытовых, и кончая симво лическим, философским смыслом, происте кающим из преимущественного количества изображений козерога. «...Другая сторона вопроса о количе ственном 'преобладании образа козла на петроглифах чисто семантическая, связан ная с особенностями его тела, конкретно с дугообразными рогами. Кривые, дуго образно загнутые рога естественным обра зом вызывали ассоциацию с выпуклым сво дом неба, с небесной «твердью». По зако ну симильной магии дуга козлиных рогов была однозначна небесной дуге. Это был как бы зримый, живой образ небесного свода». Широта взглядов, 1 неограниченных ка кой-либо локальной доктриной, привлече ние богатейшего этнографического, фольклорного, мифологического материа ла народов, пограничных с местностью ис следуемого памятника, и еще — особое чувство истории — все это позволило уче ному сделать глубокие и точные заключе ния, обогащающие наши представления о древнем человеке Зауралья и Центральной Азии, а значит и о нас самих, поскольку без истории, без верного взгляда на нее нет и верного, перспективного понимания настоящего и будущего. А. П. Окладников считает, что в наскаль ных рисунках горы Тэбш, особенно в ант ропоморфных фигурах воинов с подчерк нутыми признаками мужского пола, отра зились мифы и верования древних, в част ности, широко бытовавший в Сибири миф о космическом стрелке Эрке-Мергене. Трактуя зооморфные образы — оленей, змей, жеребцов, верблюдов, ученый также находит вполне возможным соотнести их с космосом, молнией, громом и «громови- ком Эрке», миф о котором был исследован Г. Н. Потаниным. «Космический стрелок представляется как культурный герой. Г. Н. Потанин пишет, что «громовик, осно ватель человеческого знания и искусства, был основателем и человеческой религии». Он является и первым на земле шама ном — бьет в небе бубен (гром!). Этот ми фический персонаж вместе с тем наделен и отрицательными чертами... В нем удиви тельным образом сочетаются амбивалент ные качества — в одном лице представле ны «божественные и сатанинские черты». Обнаруживая далее мировоззренческие элементы в знаках-тамгах, приближаясь к их истолкованию с учетом сложности этого в силу предельной абстрагированности тамг, А. П. Окладников делает вероятност ные выводы, не противоречащие, а напро тив— дополняющие картину очерка древ него мировосприятия народов Азии, оста вивших художественно-магические следы на камнях Монголии: «...можно попытаться увидеть известную связь тамг с определенными древними символами, значение которых науке из вестно. Первый такой символ, несомненно, име ет общепризнанное солярно-космическое значение — это круг, в том числе с точкой внутри... Второй символ космического зна-°: чения — крест. Знак в виде креста связан с понятием вселенной, четырех сторон све
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2