Сибирские огни, 1981, № 7

У КНИЖНОЙ п о л к и 187 Монголии, Афганистана, Вьетнама, Индии и других государств, проводящих самостоя­ тельную политику. Из всего сказанного видно, что тема, за­ тронутая в книге Е. И. Кычанова, остра и актуальна. Нет никаких сомнений в том, что добросовестный труд Е. И. Кычанова, в котором дается верная, марксистско-ле­ нинская интерпретация и оценка деятель­ ности Галдана, а также политической обста­ новки того времени, займет достойное ме­ сто среди работ по истории народов Цент­ ральной Азии. V Книга написана живо, добротным литера­ турным языком. Особую прелесть пове­ ствованию придают удачно вмонтированные в текст фрагменты из ойратских героиче­ ских сказаний и легенд. Это делает образ Галдана соразмерным с образами эпиче­ ских богатырей, подчеркивает его характер как характер национального героя ойрат- ского народа, чья несгибаемая воля и сме­ лость вошли в легенду. Вот характерный образец стиля повествования: «Галдан, которому в это время испол­ нилось чуть больше сорока лет, пружини­ стым шагом в мягких красных сапогах спу­ скался по отлогому склону к реке. Ярко светило солнце. Мимо хана вниз с горы промчался табун на водопой: Буре Подобны, в густой пыли Буйные кони скакали вдали, Будто ветру завидовали. Будто пугаясь комков земли, Что на дороге раскидывали, Будто пугаясь ударов копыт. От развевавшихся конских волос Пение скрипок и гуслей неслось. Чудилось: музыка звениті Хан остановился. ХорошоІ Его скот бла­ гополучно вышел из зимних холодов, было чем жить и на что надеяться в своих даль­ нейших действиях»'. Книга издана тиражом 24 700. Однако от­ меченные черты дают основания полагать, что работой Е. И. Кычанова могло бы за­ интересоваться не только издательство «Наука», но и какое-либо издательство мас­ совой литературы. ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВ А. П. Окладников. Петроглифы Централь­ ной Азии. Л., «Наука», 1980. Богата памятниками дреаних культур земля Монголии. Многие народы жили здесь, кочевали по холмистым просторам и оставили свой след на глыбах базальта Гобийского Алтая, Многое могут поведать современному миру эти молчаливые свиде­ тели веков, эти курганы... Советские ученые в тесном контакте со своими монгольскими коллегами продол­ жают тщательное, всестороннее изучение древней истории Центральной Азии. Одной из важных ее страниц — исследованию уникального памятника' петроглифов (на­ скальных рисунков) горы Тэбш—посвящена новая монография Героя Социалистическо­ го Труда академика А. П. Окладникова. «Мое сердце радостно вздрогнуло, ког­ да на -одной черной и блестящей плоской глыбе базальта обнаружился первый ри­ сунок... Цвет выбитой площади рисунка но отличался от цвета самого камня, проле­ жавшего под Горячим солнцем Гоби сотни тысячелетий. На камне были выбиты три полосы, плав­ но и волнообразно изгибавшиеся друг к другу... Это были змеи... Но больше всего на скалах и каменных глыбах Хобд-сомона было рассеяно изо­ бражений горных козлов... Лучшие, наибо­ лее тщательно выполненные рисунки коз­ лов не оставляют никакого сомнения в том, что древний художник хотел изобразить именно сибирского козерога, жителя ска­ листых гор и снежных вершин...» С первой до последней главы — эта ве­ ликолепная книга, это замечательное моно­ графическое исследование древней куль­ туры Центральной Азии, читается увлека­ тельно и напряженно, обогащая важными знаниями, воздействуя на эстетические чув­ ства и — главное — побуждая думать, раз­ мышлять о родине, об Алтае — «своего рода водоразделе между двумя древней­ шими этнографическими областями Азии...» Символично, что один из памятников этого «этнографического водораздела», памятник, на котором оставили свой куль­ турный след как древние монголоиды, так и древние европеоиды, исследовала экспе­ диция, в состав которой под руководством А. П. Окладникова входили и научный со­ трудник Института истории Академии наук Монгольской Народной Республики Д. Аю- уш, и новосибирские археологи В. Молод­ цов, В. Кубарев, А. Конопацкий. Сотни выбитых в камне, как бы вдавлен­ ных в него рисунков — единичных и ком­ позиционно связанных, полных непосред­ ственного отражения реальной действитель­ ности и, несомненно, несущих черты пред­ ставлений древнего человека о мироустрой­ стве, космосе — все эти многочисленные миниатюры, исследованные, описанные и истолкованные замечательным сибирским ученым, дают богатое представление о жизни, быте, об эстетике и мировосприятии древнего населения Монголии, формиро­ вавшегося и трансформировавшегося на протяжении многих тысячелетий — с ка­ менного века и эпохи бронзы вплоть до 18—19-го веков. А. П. Окладников, приступая к идейному истолкованию петроглифов горы Тэбш, ти- пологизиріуя сюжеты, намечает в первой, вступительной главе своей монографии ши­ рокий пространственно-временной ареал. Он соотносит монгольские петроглифы ча­ стью и предположительно с культом мат­ риархального женского божества луны и чадородия, приводя в качестве примера и подтверждения своеобразный миф о вла­ дычице подводного царства Седне (эски­ мосы) и разделяя мнение исследователей древнего искусства о том, что недоста­ ющий на рисунках человеческих фигур «отрубленный палец» символизирует луну во время ущерба и связан с культом жен­ ского начала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2