Сибирские огни, 1981, № 7
У КНИЖНОЙ п о л к и 187 Монголии, Афганистана, Вьетнама, Индии и других государств, проводящих самостоя тельную политику. Из всего сказанного видно, что тема, за тронутая в книге Е. И. Кычанова, остра и актуальна. Нет никаких сомнений в том, что добросовестный труд Е. И. Кычанова, в котором дается верная, марксистско-ле нинская интерпретация и оценка деятель ности Галдана, а также политической обста новки того времени, займет достойное ме сто среди работ по истории народов Цент ральной Азии. V Книга написана живо, добротным литера турным языком. Особую прелесть пове ствованию придают удачно вмонтированные в текст фрагменты из ойратских героиче ских сказаний и легенд. Это делает образ Галдана соразмерным с образами эпиче ских богатырей, подчеркивает его характер как характер национального героя ойрат- ского народа, чья несгибаемая воля и сме лость вошли в легенду. Вот характерный образец стиля повествования: «Галдан, которому в это время испол нилось чуть больше сорока лет, пружини стым шагом в мягких красных сапогах спу скался по отлогому склону к реке. Ярко светило солнце. Мимо хана вниз с горы промчался табун на водопой: Буре Подобны, в густой пыли Буйные кони скакали вдали, Будто ветру завидовали. Будто пугаясь комков земли, Что на дороге раскидывали, Будто пугаясь ударов копыт. От развевавшихся конских волос Пение скрипок и гуслей неслось. Чудилось: музыка звениті Хан остановился. ХорошоІ Его скот бла гополучно вышел из зимних холодов, было чем жить и на что надеяться в своих даль нейших действиях»'. Книга издана тиражом 24 700. Однако от меченные черты дают основания полагать, что работой Е. И. Кычанова могло бы за интересоваться не только издательство «Наука», но и какое-либо издательство мас совой литературы. ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВ А. П. Окладников. Петроглифы Централь ной Азии. Л., «Наука», 1980. Богата памятниками дреаних культур земля Монголии. Многие народы жили здесь, кочевали по холмистым просторам и оставили свой след на глыбах базальта Гобийского Алтая, Многое могут поведать современному миру эти молчаливые свиде тели веков, эти курганы... Советские ученые в тесном контакте со своими монгольскими коллегами продол жают тщательное, всестороннее изучение древней истории Центральной Азии. Одной из важных ее страниц — исследованию уникального памятника' петроглифов (на скальных рисунков) горы Тэбш—посвящена новая монография Героя Социалистическо го Труда академика А. П. Окладникова. «Мое сердце радостно вздрогнуло, ког да на -одной черной и блестящей плоской глыбе базальта обнаружился первый ри сунок... Цвет выбитой площади рисунка но отличался от цвета самого камня, проле жавшего под Горячим солнцем Гоби сотни тысячелетий. На камне были выбиты три полосы, плав но и волнообразно изгибавшиеся друг к другу... Это были змеи... Но больше всего на скалах и каменных глыбах Хобд-сомона было рассеяно изо бражений горных козлов... Лучшие, наибо лее тщательно выполненные рисунки коз лов не оставляют никакого сомнения в том, что древний художник хотел изобразить именно сибирского козерога, жителя ска листых гор и снежных вершин...» С первой до последней главы — эта ве ликолепная книга, это замечательное моно графическое исследование древней куль туры Центральной Азии, читается увлека тельно и напряженно, обогащая важными знаниями, воздействуя на эстетические чув ства и — главное — побуждая думать, раз мышлять о родине, об Алтае — «своего рода водоразделе между двумя древней шими этнографическими областями Азии...» Символично, что один из памятников этого «этнографического водораздела», памятник, на котором оставили свой куль турный след как древние монголоиды, так и древние европеоиды, исследовала экспе диция, в состав которой под руководством А. П. Окладникова входили и научный со трудник Института истории Академии наук Монгольской Народной Республики Д. Аю- уш, и новосибирские археологи В. Молод цов, В. Кубарев, А. Конопацкий. Сотни выбитых в камне, как бы вдавлен ных в него рисунков — единичных и ком позиционно связанных, полных непосред ственного отражения реальной действитель ности и, несомненно, несущих черты пред ставлений древнего человека о мироустрой стве, космосе — все эти многочисленные миниатюры, исследованные, описанные и истолкованные замечательным сибирским ученым, дают богатое представление о жизни, быте, об эстетике и мировосприятии древнего населения Монголии, формиро вавшегося и трансформировавшегося на протяжении многих тысячелетий — с ка менного века и эпохи бронзы вплоть до 18—19-го веков. А. П. Окладников, приступая к идейному истолкованию петроглифов горы Тэбш, ти- пологизиріуя сюжеты, намечает в первой, вступительной главе своей монографии ши рокий пространственно-временной ареал. Он соотносит монгольские петроглифы ча стью и предположительно с культом мат риархального женского божества луны и чадородия, приводя в качестве примера и подтверждения своеобразный миф о вла дычице подводного царства Седне (эски мосы) и разделяя мнение исследователей древнего искусства о том, что недоста ющий на рисунках человеческих фигур «отрубленный палец» символизирует луну во время ущерба и связан с культом жен ского начала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2