Сибирские огни, 1981, № 7
,18 6 у к н и ж н о й ПОЛКИ литику, отвечавшую интересам класса фео далов. Но в отличие от многих представи телей своего сословия, готовых ради ко рыстных целей предать интересы родины, хан Галдан до конца отстаивал свободу и независимость Монголии». Основываясь на исследованиях совет ских и зарубежных авторов, а также ши роко привлекая монгольские, китайские и русские документы того времени, Е. И. Кы- чанов создает яркий, впечатляющий образ человека, чья деятельность оказалась столь существенной для судеб народов Цент ральной Азии. Галдан Бошотку-хан был ойратом из кня жеского дома Чорос, происходившего, со гласно родовому преданию, от тэнгрин- окод, небесных дев, дочерей неба, и облач ного божества Хурмустын, которое связыва ют с древнеиранским богом Ормуздом. По утвердившемуся среди ойратов обычаю по свящать одного из сыновей служению вере, Галдан, шестой сын хана Батура-хунтайч- жи, был отправлен в Тибет, в Лхасу, где ему покровительствовал сам Далай-лама. Однако Галдану не суждено было стать священнослужителем. После смерти его отца в Джунгарии вспыхнул пожар жесто кой борьбы за власть Междоусобицы, раз диравшие общество, вели к ослаблению страны перед лицом угрозы, исходившей от Китая, где к власти пришла маньчжурская знать во главе с богдыханом Кан-си. По лучив разрешение Далай-ламы снять с себя желтые одежды буддийского монаха, Гал дан берет в руки меч и становится ханом Джунгарии. Забота об упрочении государ ства приводит его к столкновению с цин- ским Китаем. Опровергая китайских и некоторых за падных историографов, которые хотели бы видеть в Галдане нового Чингис-хана, Стре мившегося объединить Монголию с целью завоевания Китая, Е. И. Кычанов ссылается н.і свидетельства самих цинских властей, со всем присущим им цинизмом заявлявших: «Император высочайше управляет десятью тысячами государств и владений, является для них центром и государем всех наро дов, живущих во внешних пределах. Его благая сила, обладающая способностью просвещать с помощью изящной словес ности, рождается в изобилии, его воинские подвиги велики и самоочевидны, он чело веколюбив, заботлив , беспристрастен и справедлив. Самые отдаленные области завершили преобразование в направлении приобщения к цивилизации, его наставления достигли самых глухих окраин. Вся вселен ная живет в мире и согласии... и внутри и вне нет ни одного народа, который не слу жил бы ему в качестве подданного, нет неподчинившихся государств. Только ойрат- ский Галдан, жалкий презрзнный неудачник, ' сопротивляется преобразованию в направ лении приобщения к цивилизации центра и установлению контактов... Учитывая, что замыслы (Галдана) были надменны и тер пению пришел конец, наш император, чья любовь к людям подобна любви к ним со стороны неба и земли, не стерпел и под нял свои войска в поход!» Убедительно показана в книге Ё. И. Кы- чанова личность этого «обладающего спо собностью просвещать С помощью изящ ной словесности» императора, чья мрач ная тень до сих пор стоит за спиной пе кинских гегемоНистов, мечтающих о «преоб разовании» мира и готовых «преподать урок» тем, кто сопротивляется навязываемому Пекином «преобразованию в направлении приобщения к цивилизации центра» — маоистской модели государственного и по литического устройства. «Человеколюбиво го, заботливого, беспристрастного и спра ведливого» богдыхана Кан-си выводила из себя непокорность Галдана. Он мстил ему деже мертвому. Когда" ойратские вожди обратились к цинским властям с просьбой, чтобы им отдали останки хана Галдана и вернули его дочь, из Пекина пришел реши тельный отказ: «У всякого большого мя тежника не сохраняют потомства, не ос тавляют его Трупа — все должно быть уничтожено до конца!» Кан-си заявил: «По нашим обычаям, и никому ненужная дочь, и обгорелые кости — тоже враги, и сле дует непременно предать их позору и ос меянию». Е. И. Кычанов отмечает, что террито риальная экспансия, которую проводила маньчжурская знать во главе с Кан-си, осу ществлялась в великодержавных интересах Китая. Современные китайские историки кривят душой, утверждая, что она была предпринята «в интересах роста производ ства и жизненного уровня некоторых нац меньшинств». В качестве примера идей, внушаемых китайскому читателю, приводит ся в книге высказывание современного ки тайского историка Лю Да-няня, который, открыто становясь на позиции великодер жавного китайского шовинизма и маоист ской трактовки истории Китая, заявляет: «Рассматривать объединение всей страны, осуществленное Кан-си, просто как терри ториальную экспансию или покорение дру гих национальностей — значит согласиться со взглядами местного буржуазного на ционализма или сползать с легкостью в бо лото подобных точек зрения». Зачем китайские историки прибегают к столь грубой фальсификации? Дело в том, что маоистская история пишется не ради установления исторической истины, а ради оправдания существующей политической конъюнктуры. Создается иносказание, под линный смысл которого — представить в выгодном свете действия нынешней пекин ской верхушки, обосновать политику «пре подачи уроков» другим странам как «внут реннее дело населяющих Китай народов» (по примеру богдыхана Кан-си пекинское руководство рассматривает соседние стра ны как часть китайской территории). Той же цели служит и активно разра батываемая в последнее время китайской историографией версия, что якобы Галдан Бошотку-хан являлся русским шпионом, был орудием «извечной антикитайской по литики России». Подоплека этих рождаемых в изобилии «изящных словес» совершенно очевидна: в таком свете китайские гегемо- нисты пытаются представить руководство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2