Сибирские огни, 1981, № 7

У КНИЖ НОЙ п о л к и 185 и за пределами МНР Государственный театр оперы и балета, драматический театр име­ ни Д. Нацагдоржа. Сегодня Монгольская Народная Республика располагает широкой сетью кинотеатров и кинопередвижек, клу­ бов, библиотек. Существует большое ко­ личество народных театров, коллективов художественной самодеятельности. Имеется собственная киностудия, издаются различ­ ные газеты и журналы, налажен массовый выпуск книжной продукции. Интенсивная культурная жизнь проник­ ла нынче в самые отдаленные уголки страны. Заметную роль в деле развития монгольской культуры играет дружеская помощь Советского Союза. В советских те­ атральных, музыкальных вузах, в институтах культуры и других профилей учится сегод­ ня немало монгольских юношей и деву­ шек. Вот один факт. Главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Б. Жамяндагви — выпускник ГИТИСа. И его дипломная работа — постановка балета Римского-Корсакова «Шахерезада» — ста­ ла дебютом только что родившегося ба­ летного искусства Монголии. Есть немало других интересных штрихов плодотворного сотрудничества деятелей культуры МНР и СССР. Б. Е. Низовцев, в частности, пишет: «Государственный театр оперы и балета получил от своих коллег из Новосибирска партитуры опер русских и западноевро­ пейских композиторов. В МНР приезжали консультанты из Свердловска и Ленинграда. В свою очередь, монгольские консультанты выезжали в Бурятию, где в государствен­ ном театре осуществляется постановка мон­ гольского национального балета «Искусник Хас». Читая книгу «Под флагом с «золотым соёмбо», много интересного узнаем мы и о традициях и обычаях монгольского на­ рода, которые в новом, социалистическом, укладе жизни нашли свое место. Давно уже монгольские труженики шьют разно­ образные модели одежды и обуви, строят современные дома со всеми удобствами, но не забыта юрта и национальная одеж­ да — «дели». Памятны и свадебные старин­ ные обряды, обставляемые торжественно и празднично. Главное в них — воспитание здорового духа семейных отношений, что, конечно же, является основой основ брачно­ го кодекса любой эпохи. По традиции осо­ бой, поистине всенародной любовью окру­ жены в Монголии дети, которым предо­ ставлены многочисленные школы, детские сады, ясли, интернаты, пионерские лагеря. Большой популярностью в Монголии пользуются старинные народные праздни­ ки — «надомы» — традиционные соревно­ вания в силе и ловкости. «Надомы» стали основой многих национальных видов спор­ та. Борцы Монголии по праву считаются одними из сильнейших в мире. Успешно выступают на различных международных соревнованиях монгольские лучники, кон­ ники. Книга Б. Е. Низовцева написана с боль­ шой теплотой, глубоким и искренним ува­ жением к стране, которая одна из первых. вслед за Советским Союзом, вступила на путь социализма. Г. АРАБЕСКИН. Е. И. Кычанов. Повествование об ойратском Галдане Бошотку-хане. Новосибирск, «Нау­ ка», Сибирское отделение, 1980. «Возвышается пятидесятиглавый сокро­ венный Хангай, выросший сразу без ска­ тов-увалов. Поднимаются нагроможденные Алтайские горы, выросшие все вместе без проходов-перевалов. Возвышаются семь­ десят глухих белых утесов, темнеют пять­ десят ' непроходимых черных зарослей- кустарников. Радостные леса-чащи услаж­ дают глаз. Белеют пятьдесят возвышен­ ностей со снеговыми хребтами, возвыша­ ются восемьдесят утесов с ледяными обу­ хами... Белеют кругами десять тысяч про­ зрачных озер... текут, крутясь, сто больших рек... сливаются, кипя и пенясь, сотни ты­ сяч пробившихся ключей. Цветы всех кра­ сок распускаются и колышутся, текут, струясь, источники, целебные от всех бо­ лезней... Степные полынь и ковыль повы­ растали вместе, и в тучной прекрасной траве совсем не было, говорят, промежутка- пространства. Ревут, ища пищи, силой страшной обладающие дикие звери, шумят и поют звонкоголосые птицы... семидесяти мастей антилопы идут, пасясь, друг за другом. Вот всерадостная, прекрасная от­ чизна, вот как говорят о ней!» Такой предстает из ойратского героиче­ ского эпоса лежащая за Джунгарскими во­ ротами страна Джунгария, которая некогда была самостоятельным и могущественным государством народа ойратов, или джун­ гар, являвшегося западной ветвью монголь­ ского народа. В середине XVIII века эта страна была уничтожена цинским Китаем, население ее большей частью истреблено. Ныне территория бывшего Ойратского хан­ ства — северная половина образованной в 1884 году китайской провинции Синьцзян (Новая граница). Книга Е. И. Кычанова, изданная в серии «Страны и народы», посвящена одной из самых трагических и вместе с тем герои­ ческих страниц в истории этого государства. Следствием тех событий, о которых рас­ сказывает автор, было включение Джун­ гарии в состав Цинской империи (Китая). В центре книги — фигура Галдана (1644— 1697), крупного монгольского политическо­ го деятеля второй половины XVII века, хана Джунгарии, который хотя и не яв­ лялся сознательным, последовательным организатором борьбы монголоязычных народов против подчинения их власти Ки­ тая, но объективно выступал как возможное знамя такой борьбы, как пример ее для тех, кто не хотел китайского господства. «В историю Монголии,— пишет современ­ ный монгольский историк Д. Гонгор,— Галдан-бошиг вошел как непоколебимый борец против иноземных захватчиков. Став правителем Ойратского ханства, он вел по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2