Сибирские огни, 1981, № 7
У КНИЖ НОЙ п о л к и 185 и за пределами МНР Государственный театр оперы и балета, драматический театр име ни Д. Нацагдоржа. Сегодня Монгольская Народная Республика располагает широкой сетью кинотеатров и кинопередвижек, клу бов, библиотек. Существует большое ко личество народных театров, коллективов художественной самодеятельности. Имеется собственная киностудия, издаются различ ные газеты и журналы, налажен массовый выпуск книжной продукции. Интенсивная культурная жизнь проник ла нынче в самые отдаленные уголки страны. Заметную роль в деле развития монгольской культуры играет дружеская помощь Советского Союза. В советских те атральных, музыкальных вузах, в институтах культуры и других профилей учится сегод ня немало монгольских юношей и деву шек. Вот один факт. Главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Б. Жамяндагви — выпускник ГИТИСа. И его дипломная работа — постановка балета Римского-Корсакова «Шахерезада» — ста ла дебютом только что родившегося ба летного искусства Монголии. Есть немало других интересных штрихов плодотворного сотрудничества деятелей культуры МНР и СССР. Б. Е. Низовцев, в частности, пишет: «Государственный театр оперы и балета получил от своих коллег из Новосибирска партитуры опер русских и западноевро пейских композиторов. В МНР приезжали консультанты из Свердловска и Ленинграда. В свою очередь, монгольские консультанты выезжали в Бурятию, где в государствен ном театре осуществляется постановка мон гольского национального балета «Искусник Хас». Читая книгу «Под флагом с «золотым соёмбо», много интересного узнаем мы и о традициях и обычаях монгольского на рода, которые в новом, социалистическом, укладе жизни нашли свое место. Давно уже монгольские труженики шьют разно образные модели одежды и обуви, строят современные дома со всеми удобствами, но не забыта юрта и национальная одеж да — «дели». Памятны и свадебные старин ные обряды, обставляемые торжественно и празднично. Главное в них — воспитание здорового духа семейных отношений, что, конечно же, является основой основ брачно го кодекса любой эпохи. По традиции осо бой, поистине всенародной любовью окру жены в Монголии дети, которым предо ставлены многочисленные школы, детские сады, ясли, интернаты, пионерские лагеря. Большой популярностью в Монголии пользуются старинные народные праздни ки — «надомы» — традиционные соревно вания в силе и ловкости. «Надомы» стали основой многих национальных видов спор та. Борцы Монголии по праву считаются одними из сильнейших в мире. Успешно выступают на различных международных соревнованиях монгольские лучники, кон ники. Книга Б. Е. Низовцева написана с боль шой теплотой, глубоким и искренним ува жением к стране, которая одна из первых. вслед за Советским Союзом, вступила на путь социализма. Г. АРАБЕСКИН. Е. И. Кычанов. Повествование об ойратском Галдане Бошотку-хане. Новосибирск, «Нау ка», Сибирское отделение, 1980. «Возвышается пятидесятиглавый сокро венный Хангай, выросший сразу без ска тов-увалов. Поднимаются нагроможденные Алтайские горы, выросшие все вместе без проходов-перевалов. Возвышаются семь десят глухих белых утесов, темнеют пять десят ' непроходимых черных зарослей- кустарников. Радостные леса-чащи услаж дают глаз. Белеют пятьдесят возвышен ностей со снеговыми хребтами, возвыша ются восемьдесят утесов с ледяными обу хами... Белеют кругами десять тысяч про зрачных озер... текут, крутясь, сто больших рек... сливаются, кипя и пенясь, сотни ты сяч пробившихся ключей. Цветы всех кра сок распускаются и колышутся, текут, струясь, источники, целебные от всех бо лезней... Степные полынь и ковыль повы растали вместе, и в тучной прекрасной траве совсем не было, говорят, промежутка- пространства. Ревут, ища пищи, силой страшной обладающие дикие звери, шумят и поют звонкоголосые птицы... семидесяти мастей антилопы идут, пасясь, друг за другом. Вот всерадостная, прекрасная от чизна, вот как говорят о ней!» Такой предстает из ойратского героиче ского эпоса лежащая за Джунгарскими во ротами страна Джунгария, которая некогда была самостоятельным и могущественным государством народа ойратов, или джун гар, являвшегося западной ветвью монголь ского народа. В середине XVIII века эта страна была уничтожена цинским Китаем, население ее большей частью истреблено. Ныне территория бывшего Ойратского хан ства — северная половина образованной в 1884 году китайской провинции Синьцзян (Новая граница). Книга Е. И. Кычанова, изданная в серии «Страны и народы», посвящена одной из самых трагических и вместе с тем герои ческих страниц в истории этого государства. Следствием тех событий, о которых рас сказывает автор, было включение Джун гарии в состав Цинской империи (Китая). В центре книги — фигура Галдана (1644— 1697), крупного монгольского политическо го деятеля второй половины XVII века, хана Джунгарии, который хотя и не яв лялся сознательным, последовательным организатором борьбы монголоязычных народов против подчинения их власти Ки тая, но объективно выступал как возможное знамя такой борьбы, как пример ее для тех, кто не хотел китайского господства. «В историю Монголии,— пишет современ ный монгольский историк Д. Гонгор,— Галдан-бошиг вошел как непоколебимый борец против иноземных захватчиков. Став правителем Ойратского ханства, он вел по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2