Сибирские огни, 1981, № 7
184 У КНИЖ НОЙ ПОЛКИ Большое революционизирующее влия ние Республики Советов сказалось на на ционально-освободительной борьбе мон гольского народа. Под этим могучим влия нием сформировались взгляды организатора и вождя монгольской революции Сухэ-Ба- тсра. От русских прогрессивно настроен ных военных инструкторов, с которыми он сталкивается во время службы в армии, Сухэ-Батор узнает о борьбе русского про летариата. После демобилизации, работая наборщиком в типографии при русском консульстве, он сближается с профессио нальными русскими революционерами. Вся дальнейшая деятельность Сухэ-Батора была основана на принципах международного коммунистического движения, опиралась на помощь и поддержку Советской России. Собственно говоря — и данное обстоя тельство Б. Е. Низовцев в своей книге чет ко фиксирует — это и стало особенностью монгольской революции. В свою очередь, отмечает автор, «Совет ское правительство и партия большевиков во главе с В. И. Лениным придавали боль шое значение укреплению советско-мон гольской дружбы на основе принципов пол ного равноправия, взаимного уважения, взаимопомощи и взаимной выгоды». Между РСФСР и МНР был подписан до говор об установлении дружественных от ношений, сыгравший огромную роль 8 судьбе монгольского народа. Шестидесятилетняя история дружбы меж ду СССР и МНР дала немало примеров проявления подлинно братских чувств, об разцов мужества и самоотверженности, готовности в любую минуту прийти на по мощь друг другу. Б. Е. Низовцев рассказывает о подвиге советских врачей, ликвидировавших в Мон голии опаснейший очаг чумы. В годину тяжелых Для Монголии воен ных испытаний — на реке Халхин-Гол — бок о бок с монгольскими воинами сра жались солдаты Красной Армии. А в ожесточенных боях против фашист ских захватчиков советский народ постоян но «ощущал не только моральную, но и практическую помощь монгольского наро да. На средства, собранные трудящимися Монголии, были построены и переданы Советской Армии танковая колонна «Рево люционная Монголия», прошедшая с боя ми до Берлина, и авиаэскадрйлья «Мон гольский Арат». От монгольских трудящих ся на фронты Великой Отечественной вой ны шли посылки с полушубками, шапками, валенками». Автор приводит красноречивые факты, говорящие о том, как, благодаря много сторонней помощи Советского Союза, Мон голия сумела осуществить стремительный переход от феодализма к социализму, ми нуя капитализм. ( При активном участии советских специа листов только за годы пятой (1971—1975) ііятилетки в МНР было сдано в эксплуата цию около 200 объектов самого различно го назначения. И еще 240 — за годы ше стой (1975—1980) пятилетки. Предприятия, построенные с помощью Советского Сою за, дают нынче половину валового общест венного продукта Монголии. Недаром, ха рактеризуя монголо-советские отношения, глава правительства Монгольской Народ ной Республики Ю. Цеденбал сказал: «В бою мы с советскими людьми в одном экипаже, а в труде — в одной бригаде». Эрдэнэт, а немногим ранее Дархан ста ли символами дружбы и интернационализ ма. На строительство одного только Эрдэ- нэта съехалась молодежь со всех восемна дцати аймаков страны. Вместе с предста вителями Советского Союза, прибывшими сюда, юноши и девушки Монголии и дру гих братских стран составили интернацио нальные бригады, которые с большим эн тузиазмом .трудятся на сооружении ком бината и молодого города. Большое место уделено в книге «Под флагом с «золотым соёмбо» науке и культуре МНР, Одним из показателей ко ренных сдвигов в сфере культуры является расцвет монгольской науки. В МНР дей ствует Академия наук, работают ученые' с мировым именем, в бескрайние просторы Гоби одна за одной отправляются палеон тологические и археологические экспеди ции. «В частности,— пишет Б. Е. Низовцев,— полным успехом увенчалась совместная монголо-советская археологическая экспе диция под руководством академика А. П. Окладникова. Было найдено много вещей, принадлежавших древнему человеку, рас копаны его стоянки. Данные раскопки бы ли сравнены с теми, что проводились Ок ладниковым на территории Восточной Си бири. Эти сравнения позволили сделать важный вывод, «что культурные связи меж ду племенами Монголии и Сибири, в пер вую очередь Забайкалья, прослеживались еще в новокаменном веке», то есть задол го до каких бы то ни было официальных отношений. Монголия — страна древней и самобыт ной культуры, с уходящими в глубь веков национальными традициями. С большим знанием дела автор книги знакомит нас с историей монгольской письменности, уст ным народным творчеством, национальной живописью и архитектурой, древней народ ной медициной. Используя национальные традиции, ны нешние монгольские писатели, музыканты, художники, архитекторы обогащают их новыми формами и содержанием, находят новые средства выразительности, привносят интернациональные мотивы. Национальная живопись «монгол зураг» получила разви тие в творчестве сегодняшних художников. Архитекторы, бережно сохраняя черты на ционального зодчества, стремятся учесть достижения современного мирового строи тельства. Тщательно учитываются нацио нальные мелодии и особенности их испол нения в музыкальном искусстве, но и про изведения мировой классики занимают в монгольской музыкальной жизни достойное место. В стране, не имевшей до революции ни одного театра, ныне действует одиннадцать профессиональных коллективов, среди ко торых получившие широкую известность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2