Сибирские огни, 1981, № 7
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОПЕЯ ______ _______17 нического искусства несли слово партии в массы в то время, когда население страны было поголовпо неграмотно, боролись острым оружием сатиры против старой идео логии, привычек и обычаев, крепко укоренившихся о сознании аратов, пропагандиро- вали в своих агитационных стихах новую жизнь. Особое значение имели в тот период пьесы С . Буяннэмэха, агитационные и ли рические произведения Д . Нацагдоржа, художественная публицистика Ц. Дамдин- сурэна. В 1924 году, по следам великих революционных событий, свершившихся в Мон голии, Ц. Дамбадорж написал документальную повесть «Толбо-нур». В 1929 году из вестный монгольский писатель Ц. Дамдинсурэн написал повесть «Отвергнутая девуш ка», в которой центральное место занимает тема пробуждения революционного самосознания народа. Вместе с ростом духовной культуры народа совершенствовалось и повышалось мастерство наших писателей, обеспечивая духовные потребности масс в каждый конк ретный период и оказывая неоценимую помощь в воспитании у них нового мировоз зрения. Наша новая литература с первых своих шагов развивалась как .национальная по форме и революционная по содержанию, прошла специфически сложный путь пере хода от старой феодальной к новой социалистической культуре. В 20—30-е годы в новой монгольской литературе главное место занимали стихи и пьесы. Они призывали народ к революционной борьбе со старым миром, к сози- да.ельному труду, к строительству новой жизни. В 40-е годы самым популярным и развитым жанром была по-прежнему поэзия. Ее главная тема — отображение успе хов, достигнутых народом в строительстве социализма, защита родины. Начиная с 50-х годов, главное место в литературе Монголии занял образ нового человека, стро ителя социализма. Образ современника, положительного героя воссоздан нашими писателями полнее, глубже, конкретнее. Уменьшилось число произведений, сухо и схематично изображавших героев, восхвалявших только положительные качества. В последнее десятилетие развитие получили такие крупные жанры прозаических про изведений, как эпопея, роман. В январе 1929 года под непосредственным руководством Центрального Комите та партии была создана первая организация революционных монгольских писателей, объединившая в своих рядах лучшие творческие силы страны. В том ж е году вышел в свет первый литературный альманах «Уран угсийн чуулган» («Свод изящных слов»). Ныне Союз монгольских писателей издает газету «Литература и искусство» и журнал «Цог», охватывающие около семидесяти тысяч читателей. Наш народ, партия и правительство высоко оценивают деятельность монголь ских писателей. Их творческий труд неоднократно отмечался высокими правительст венными наградами. Союз монгольских писателей с гордостью носит высший орден республики — орден Сухэ-Батора, которым был награжден в 1969 году. Мне хочется взглянуть на дружбу наших народов через призму художественной литературы. У Георгия Маркова есть повесть «Орлы над Хинганом», посвященная разгрому японского милитаризма в 1945 году. Герой этой повести Егоров писал в своей записной книжке; 1 «Внутренняя Монголия. Стоянка возле озера Табун-нур. Сегодня мне тридцать пять лет. Отправляюсь в тридцать шестое путешествие во круг солнца. Хочется прожит» сто лет. Берусь подсчитывать: в 1950 году мне будет сорок лет, в шестидесятом году — пятьдесят лет, в семидесятом — шестьдесят лет, в восьмидесятом — семьдесят! Но это еще не предел. Сколько я могу сделать нуж ного людям, если доживу до тысяча девятьсот восьмидесятого года!» Он, Егоров, в свои тридцать пять лет участвовавший в историческом освобож дении человечества от чумы фашизма, возможно, к своему 50-летию прокладывал железную дорогу Москва — Улан-Батор. Он, Егоров, может быть, отмечал свое ше стидесятилетие в нашем Дархане, построенном при помощи стран СЭВ, а затем уча ствовал в строительстве Эрданэта? ^ 2 Сибирские огни № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2