Сибирские огни, 1981, № 7
178 Е. Ц ЕЙ Т Л И Н Василий Трушкин нередко отказывался от своего и без того скудного, военной поры, пайка хлеба. Зато получал другую пищу. «...Его знали все букинисты города,— пишет поэт Марк Сергеев,— все книготорговцы, и даже на толкучем пестром рынке его узна вали в рядах, где продавались потемнев шие от времени фолианты. Книги накап ливались в общежитии, потом заколачи вались в ящики, отправлялись по почте, а чаще с оказией в Залари, к родителям: так надежнее». Да, в этом была не только романтическая любовь, но и уверенность. Голодный студент верил в «будущее свое го народа, в свое будущее, верил в при звание свое: ради этого можно вынести в жизни все» Человек искал себя. Книга становилась нитью поиска. Поиск определил судьбу. Книги открыли Трушкину перспективу движущегося времени. Он увидел: его жизненный путь пролегает рядом с доро гами многих людей. Не только тех, что жи вут сегодня, но и тех, что жили вчера. В че ловеке, понял он, всегда таится наивная вера в бессмертие. Не в бессмертие пло ти — в бессмертие духа. Бессмертие — это добро, которое не имеет имени, но сквозь перевал лет согревает нас. Это любовь без вестных людей, отраженная в слове, а пе тому продолжающая волновать через века. Так было и так будет. Книга, «доставшаяся нам в наследство от далеких предков, чу до человеческого гения и разума,— с гор достью скажет потом Василий Трушкин,— вместилище памяти человечества, его мыс ли, исканий, страстей и заблуждений, пе рейдет и к отдаленным нашим потомкам...» Таких людей, как Василий Трушкин, рань ше называли просветителями. Теперь про свещать некого: у нас обязательное сред нее образование. Но это на первый взгляд. 1 Сб. «Литературная Сибирь», Иркутск, Вспомним: для просветителей книга была не просто «источником знаний», письмом из века в век, от одного поколения к друго му. Просветитель, по Далю,— это человек, «наставивший в истинах», а просвещение — «свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью». Василий Трушкин и сам не-раз думал об этом. Не случайно в одной из своих статей он процитирует письмо Горького, отправ ленное в 30-е годы сибиряку Георгию Вят кину: «Мне хорошо известно, что значит быть «культуртрегером» в провинции русской и как много нужно иметь любви к делу, ве ры в него, в его смысл и личного муже ства для этой прекрасной по ее значению и трудной по условиям работы». Мне кажется, что это и о нем, о Василии Трушкине. Вот откуда его любовь к библиографии, что вбирает в себя книги и годы, стремясь ничего не «потерять», ничего не упустить. Вот откуда его проповеднически-страст- ное обращение к молодым. Вот в чем основной пафос его трудов. Он написал о людях первой тропы, о тех, кто прокладывал дороги советской лите ратуры Сибири. Им было трудно. Они ис кали и ошибались. Но не боялись ошибок. Они порой нерасчетливо тратили свои силы и талант, одновременно занимаясь множе ством дел, потому что это было необходи мо революции, искусству. Потом их про изведения нередко оказывались затерян ными в пожелтевших газетных подшивках^ в старых сборниках, альманахах, журналах. Только они не забыты, нет: одно из под тверждений тому — трилогия Василия Трушкина. Он и сам из тех, кто идет первой тропой. Он знает и тяготы, и тревожную радость этой дороги. Знает: сменяют друг друга на земле пи сатели, только остается литература, кото рая всегда живет новой надеждой. Прохо дят люди, но остается тропа... ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2