Сибирские огни, 1981, № 7
176 имен. Вспомним только два — Иван Тача- лов и Дмитрий Глушков-Олерон. Тачалов — поэт-самоучка, обратившийся к стихотворчеству в двадцать пять лет. Горький назвал его «человеком страшной жизни» (действительно, биографию Тачало- ва тяжко даже пересказывать). Писал он «взрывчатые» стихи, в которых колотилась не убитая ничем вера в завтрашний день. В. Трушкин размышляет о феномене успе ха популярной в сибирских городах тача- ловской поэмы «Егорка», построенной как многозначительная исповедь бывшего по громщика, который прозревает для правдьь А где-то рядом жил Дмитрий Иванович Глушков. Он не зря взял псевдоним Оле- рон — название французского острова, служившего местом ссылки: его пригнали в Сибирь по этапу. Глушков скончался в 1918 году, подорвав здоровье в тюрьмах и на каторге. Он переводил античных клас сиков (эти переводы любил В. Брюсов), писал сонеты. Писал об Элладе, думая о своем веке, а часто — именно о Сибири... (В 1969 году В. Трушкин познакомил с этим поэтом современного читателя, подгото вив к изданию его сборник «Елань»). За очертаниями первых глав книги «Пу ти и судьбы» угадываются контуры всей трилогии в целом. Можно спорить о том, не ведет ли такое последовательное изучение культурных «гнезд» к известным повторам: ведь ис следователю не раз приходится отмечать сходные тенденции (эту мысль, кстати, вы сказывал, думая о дальнейших путях осво ения литературной сибирики, Н. Яновский). Но очевидны и плюсы подобного метода. Вспомним: выстраивая «здание» трилогии, В. Трушкин исходил из того, что многого «мы просто-напросто не знаем». И автор стремился соединить звенья историко-ли тературной цепи. Потому его трилогия не только аналитическое исследование.' Но и хроника, и описание впервые вводимого в научный оборот материала. Разумеется, за частным.В. Трушкин ви дит и перспективу. Как отметил Н. Янов ский, говоря о книге «Пути и судьбы», ав тор изучает самое трудное — литератур ный процесс. Он не обходит сложные проблемы (например, вопрос о сибирском областничестве). Он не обходит «сложных» писателей (например, Г. Гребенщикова, А. Новоселова). Говоря о Сибири, он помнит всю Рос сию. «Сибирский аспект» не сужает, а раз двигает, проясняет сложные проблемы ли тературного движения. Зазершая первую часть трилогии, автор заметит: «Развитие художественной прозы Сибири свидетель ствовало о жизнестойкости реализма». У ав тора много примеров для того, чтобы оп ровергнуть «утверждения отдельных наших литературоведов об «упадке», «кризисе» критического реализма начала XX века». Откроем едва ли не любую из страниц исследования Трушкина — мы представим характер движения литературоведческой мысли. ь Е. Ц ЕЙ Т Л И Н Вот одна из самых интересных глав кни ги «Восхождение». Глава об идейно-поли тической борьбе в литературе Сибири кон ца 20-х годов. Известно: творческие груп пировки в это время уже изжили себя, стали тормозом литературного развития. Горький тревожно замечал в 1928 году: «От бесед с литераторами и чтения жур налов определенно веет затхлостью злей шей «кружковщины», вредной замкну тостью в тесных квадратиках групповых интересов, стремлением во что бы то ни стало пробиться в «комай$Ующие высоты». В. Трушкин подчеркнет: эти проявления групповщины приняли в Сибири «особен но гипертрофированный, болезненный ха рактер». Перед нами проходит недолгая, но по-своему бурная история новосибир ской группы «Настоящее». Она возникла в 1927 году при краевой газете «Советская Сибирь», редактор газеты А. Курс стал и руководителем группы. В программе «на- стоященцев» В. Трушкин справедливо уви дит «провинциальный вариант лефовских теорий». Группа начала «крестовый поход» против художественной литературы, якобы ненужной и вредной пролетариату. Снача ла главной мишенью «настоященцев» стал журнал «Сибирские огни», его редактор B. Зазубрин, его авторы — А. Топоров, C. Марков, В. Правдухин, А. Югов и другие цисатели. Потом, войдя в раж, «настоя- щенцы» захотят «сорвать маску» с М. Шо лохова, Вс. Иванова, А. Толстого, К. Феди на, С. Есенина, Вяч. Шишкова. Но, пожа-" луй, особенно злобно и- последовательно они выступали против Горького. Каким «мощным» был арсенал публицистических средстві «На страницах журнала «Настоя щее», в газете «Советская Сибирь»,— пи шет В. Трушкин,— одна за другой публику ются резолюции, критические статьи, фель етоны и другие материалы, в которых про тив него выдвигаются нелепейшие поли тические обвинения, всячески поносится славное имя буревестника революции». Результаты этой «деятельности» сказались довольно скоро: некоторые из литерато- ров-сибиряков навсегда покинули свой край, было сорвано проведение в наме ченные сроки Второго съезда Сибирского союза писателей. Как известно, все поста вило на свои места постановление ЦК ВКП(б) о выступлении части сибирских литераторов и литературных организаций против Максима Горького. Трушкин не просто комментирует это постановление —* он задумывается о корнях вульгарно-соци ологической критики. Он пишет о подроб ностях, деталях, которые заметно расширя ют наше знание литературного процесса: привлекая многие документы и воспоми нания, автор, кажется, максимально при ближает минувшее. Конкретный историзм — вот основной принцип Василия Трушкина. Он видит, к примеру, действительные просчеты В. За зубрина как редактора и писателя, за ко^ торые его можно было критиковать. Одна ко спустя годы исследователю ясно: время четко выявило лучшее и главное у В. За зубрина — талантливого писателя и круп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2