Сибирские огни, 1981, № 7
О ТОМ , ЧТО О СТА ЕТСЯ ... 175 В том числе и то, что принесли годы в ис следования Василия Трушкина. Годы расширили диапазон и географию (в поле внимания ученого постепенно попа ял не только Восточная, но и Западная Си бирь и Дальний Восток). Годы добавили в его работы новые писательские имена, про изведения, которые надо было «вырвать» из плена времени, из забвения. Годы, таким образом, очертили и масштабы сде ланного: вместе с другими сибирскими учеными В. Трушкин ликвидировал одно за другим «белые пятна» на карте литератур ной Сибири. Но главное — написал ее ис торию в один из самых интересных и д р а матических периодов. В первую треть два дцатого столетия. < Необходимость синтеза ощущалась мно гими. Неутомимый подвижник сибирского литературоведения Николай Яновский соз дал уникальное издание — «Литературное наследство Сибири». «Наследство» здесь не просто обретает новую жизнь, оно про ходит оценку временем, становятся видны ми связующие всё нити. Задачу синте за ставят перед собой и коллективные труды ученых из Новосибирского академ городка. Люди идут одной дорогой, делают, в сущности, одно дело. Это соседство не умаляет, напротив — подчеркивает значе ние трилогии Василия Трушкина. Он обозначил вехи, на которые будут ориентироваться завтрашние исследовате ли. Он выдвинул концепции, которые могут быть потом уточнены, но которые уже не обойти. Емкий смысл есть в названиях каждой из частей трилогии. Названия символично выявляют главное. Первая книга — «Пути и судьбы» — во скрешает сложную и неоднородную лите ратурную жизнь предреволюционной Си бири. Вторая — «Из пламени и света» — о «времени, до предела насыщенном элек трическими разрядами революции», о ли тературе, во многом возникающей заново, сражающейся, уходящей на баррикады Ок тября и фронты гражданской войны, со вершающей свой жизненно важный и му жественный выбор. Третья книга — «Вос хождение» — рассказывает о трудных по исках молодых писателей Сибири двадца тых — начала тридцатых годов; 6 том, как шло становление их творческого метода, эстетических принципов: ведь то, что ка жется теперь хрестоматийным, рождалось в спорах, полемике, борьбе. Любая из частей трилогии — самостоя тельное исследование. Не случайно по вы ходе двух первых книг о них немало писа ли критики. Но появление третьей части прояснило сложный замысел всей трилогии и место в ней отдельных фрагментов. Надо ли пересказыватв «сюжет» трило гии? Это бессмысленно, пусть даже речь идет не о творении художественном, но о произведении литературоведа. Пересказ «выпрямляет» диалектическую суть пред мета; подлинное представление о книге да ет лишь анализ ее проблем, анализ ма стерства исследователя. В чем оно, мастерство литературоведа? Я думаю сейчас прежде всего о методоло гии исследования. Наверное, этот вопрос не раз решал для себя и сам В. Трушкин. Методология проявилась уже в структу ре трилогии: ведь автор создавал большое полотно, на котором должна была «ожить» история литературы. Предстояло решить, каким проблемам посвятить отдельные гла вы, как их сочетать, какие главы делать мо нографическими. Но трудности состояли не только в этом. Нужно было четко выве рить масштабы: очертить реальное место, какое занимали в литературной жизни Си бири те или иные журналы, творческие группы. Отдельные главы трилогии — это фре ски, которые складываются в яркую, слож ную картину. Читатель постепенно погру жается в литературные будни сибирских го родов: Томска, Иркутска, Красноярска, Чи ты, Барнаула, Омска, Новосибирска, Влади востока... Мы встречаем здесь известных писателей и тех, чья слава была не за го рами. И тех, чьи имена ничего нам сейчас не скажут... Всмотримся, к примеру, в абрис первых глав книги «Пути и судьбы». В. Трушкин как бы говорит, нам: «Зна комьтесь — В. А. Долгоруков». Он — быв ший князь, сосланный в Томск за участие в крупной афере. И здесь, лишенный титу лов и привилегий, стал литератором, изда телем журнала «Сибирский наблюдатель». Журнал печатает очерки о путешествиях, зарисовки быта, мемуары, фотографии си бирских достопримечательностей, а также описания оных на французском языке. Ино гда, впрочем, здесь отводится место бел летристике, поэзии, библиографии. Чет кого политического направления журнал, естественно, не имеет. Легальные органы печати становятся «тесными» для выражения прогрессивных настроений в преддверии первой русской революции. Не случайно один за другим появляются рукописные журналы. Их из дают гимназисты, студенты, политические ссыльные. Сегодня они еще малоизучены, даже попросту не все учтены, Трушкин вы зволяет их из небытия, интересно перечи тывает. А в Томске выходит газета «Сибирская жизнь»: в ней делают первые шаги в ли тературе Вячеслав Шишков, Георгий Вят кин, Иван Тачалов, Георгий Гребенщиков... Вяч. Шишков, в частности, уже пишет свою известную повесть «Тайга». Нередко мо лодые литераторы собираются у Г. Н. По танина. Он — прославленный путешествен ник, ученый, общественный деятель, меч тающий о большом будущем Сибири. По танину восемьдесят. Как вспоминал поз же тот же Вяч. Шишков, он пользуется в Сибири популярностью не меньшей, чем в России Толстой. На потанинский «огонек» стягиваются беспокойные души — писате ли, студенты, художники, ссыльные. Читают свои и чужие произведения, спорят. А вот панорама дореволюционной си бирской поэзии XX века. Здесь много
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2