Сибирские огни, 1981, № 7
О ТОМ, ЧТО ОСТАЕТСЯ ... 173 станет для него образцом служения науке. Конечно, от Азадовского пришло и увле чение сибирикой. Ведь тогда, в юности, за думывая свой путь, Трушкин определил также собственную жизненную «сверхзада чу». «Сверхзадача» жизни шире и емче, чем наши текущие дела. Порой он увлекал ся, уходил в сторону. Но никогда не забы вал главную и по-настоящему сокровенную тему: изучение литературного движения Сибири в двадцатом веке. Так началась работа Василия Трушкина в архивах и библиотеках. Долгая, кропотли вая, далеко не сразу принесшая плоды. Так создавалось его собственное уникаль- ное книжное собрание, где сибирика зани мает одно из первых мест. Так появились многочисленные его статьи о творчестве писателей - сибиряков. Тут подходим мы к основной главе его жизни. III Первой книгой, которая итожила эту ра боту, был сборник «Литературные портре ты» (Иркутск, 1961). На обложке художник изобразил началь ную страницу общей тетради. Фамилия ав тора выведена в уголке, письменными бук вами. В оформлении был свой смысл. Статьи, собранные в книге, создавались Трушкиным в течение нескольких лет. Это была действительно тетрадь давно выно шенных размышлений о писателях-совре- менниках. Хотя была, конечно, и другая нить, соединяющая воедино отдельные «портреты». Он писал в книге о Констан тине Седых и Гаврииле Кунгурове, об Ин нокентии Луговском и Франце Таурине, о молодых прозаиках. Это был еще и «порт рет» времени, портрет сибирской литера туры на новом ее этапе. Едва ли не главное, что сразу привлека ет в «портретах», — интонация. Василий Трушкин сделал ставку на естественность, доверительность тона своего разговора. В книге нет словесных блоков, которые равно годятся для анализа любого художе ственного текста. Есть прежде всего его, критика, незаемное восприятие литератур ного произведения. Так, в «Даурии» Трушкин замечает не просто «картину социальной борьбы», но «ощущение щедро разлитой вокруг жиз ни с ее пьянящими запахами земли и трав, вплоть до горьковатого привкуса полы ни...» Читая произведения Г* Кунгурова, критик размышляет об их поэтическом строе. Но поэтику он поверяет «структурой» и движе нием действительности: «Повествование в рассказах о Монголии развертывается мед лительно, как сама жизнь в степи, как тя гучая песня кочевника. Для многих из них характерна замедленность действия, изо билие описаний, своего рода статичность. Стиль приобретает орнаментальную окра ску. фраза расцвечивается, становится яр кой, как восточный ковер». Живому человеческому голосу присущи различные интонации — в том числе иро ния, сарказм. Кто сказал, что эти интона ции не возможны у критика? Василий Труш кин резковато говорит о героях одного прозаика: в их пышных речах «царит фра за, а не чувство». Выписывает из произве дений другого автора используемые им «художественные средства»: «черные, как ночь, длинные-длинные косы», «озера глаз», «вздохи», «томления», «капризные гу бы», «размашистый разлет черных густых бровей»... Критик не может не заметить: штамп словесный — всегда следствие штампа мышления. Этот закон универсален, дейст вителен и для критики. Хотя проявляется по-другому. Ведь нужно не просто живо говорить с читателем — нужно отказаться от шаблонных приемов анализа произве дения. К примеру, критики обычно хвалят писателя за то, что тот следует традициям классини. Но так ли уж это хорошо, всегда ли органично? Трушкин вчитывается в ро ман молодого сибирского прозаика и легко открывает следование традициям Гоголя. Следование, однако, чисто внешнее: «...Пи сатель бессильно бьется в сковывающих его путах, неуверенно нащупывая собст венную дорогу, вырабатывая свой писа тельский почерк. А пока его голос срыва ется, то и дело настраиваясь на камертон создателя «Тараеб Бульбы»... Явно под Го голя сделаны те места книги, где автор дает волю лирическому чувству». Критик объективен; он замечает: «Это скорее сле ды спешки, те самые сходни и леса, кото рые нужны были автору, когда он возво дил здание своего романа и которые за был убрать или упустил из виду после за вершения своей работы». Книга Василия Трушкина имела успех. Рецензии на нее появились во многих журналах и газетах. Успех был серьезен. Он оказался тем заметнее, что в ту пору часто говорилось о необходимости осмыс ления современного_ литературного про цесса. А критиков, готовых взять на себя этот труд, было мало, тем более — в про винции. Казалось, путь выбран. И заранее «обре чен» на удачу. Можно написать еще один сборник литпортретов, потом другой... Ему опять громко скажут спасибо. Но Василий Трушкин понял: нельзя заниматься совре менностью, не уяснив ее корни. Понял: у литературы Сибири богатейшая история. Он уже успел к ней прикоснуться. В той же книге «Литературные портреты» была статья о Владимире Зазубрине — авторе первого советского романа «Два мира». Был очерк, в основу которого легли новые и малоиз вестные материалы о взаимоотношениях Горького с писателями-сибиряками. Был здесь также раздел, посвященный писате лю и партизану Петру Поликарповичу Пет рову. Случайно ли то, что последняя статья че рез несколько лет выросла в книгу? Мне кажется, нет. Книга вышла в серии «Замечательные люди, в Сибири» (Иркутск, 1965). Она была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2