Сибирские огни, 1981, № 7
Е. Цейтлин О ТОМ, ЧТО ОСТАЕТСЯ, К 6 0 -л е тию В а си л и я Т р уш к и н а I К чужой судьбе всегда подступаешь с волнением, Думаешь: чему учит тебя опыт другой жизни? Ищешь главные вехи среди промелькнувших дней. Стремишься понять их смысл. Вот несколько строк из дарственной надписи на книге: «...Это Вы приметили меня, наставили, подстрекали писать. Теперь (хотите — не хотите) примите эти опыты вместе с иск ренним раскаянием в моем шалопайстве, Санин-Хомутовский. 21 сентября 1961». Санин — псевдоним юного Александра Вампилова. Держу в руках первую его кни гу «Стечение обстоятельств». То был сбор ник юмористических рассказов. Кого' вспомнил Вампилов, думая о сво ем дебюте, и, может быть, пытаясь уга дать будущее? Василия Прокопьевича Трушкина, своего учителя. В конце сороковых — Начале пя тидесятых годов его лекции в Иркутском университете слушали многие из тех си биряков, которые громко заявили о себе в литературе, потом, в шестидесятые. А пос ле занятий они собирались в маленькой комнатке редакции университетской мно готиражки. Там, в творческом кружке, ко торым руководил Трушкин, студенты — кто робко, кто решительно — читали свои произведения. Они будут напечатаны по том. У авторов — все еще впереди. Это первые штрихи к портрету Василия Трушкина. Педагога, ученого, критика, биб лиографа, библиофила. Вот заходит он в аудиторию, оглядывает напряженно притихший зал, ждущий чего- то, «академического». Первая лекция по истории русской критики. А лектор вдруг задает вопрос: — Так откуда эти строки: «Одной любви музыка уступает, но и любовь мело дия»? Я читаю рассыпанные в периодике вос поминания его учеников. «Однажды в одной из полемик, модных в студенческие годы, было заявлено о том, что сибирских писателей мало, кто из мо лодых знает. И уж совсем ограниченно читают... И как ответ на эту критическую тираду, Василий Прокопьевич начал читать нам историю сибирской литературы» ’. Это так похоже на него — разработать курс лекций, чтобы ответить студенту. В Иркутске Трушкин давно стал легендой. Писатель Анатолий Шастин. заметил как-то: «О нем, этом человеке, о его удивительной памяти, сумасшедшей любви и завидной жадности к книгам рассказывали добрые и смешные анекдоты. В них были и вос хищение, и дружеская улыбка, и обяза тельно забавный случай, без которого анекдота не бывает» 1 23, Припомню одну историю, рассказанную (также печатно) критиком Евгением Раппо портом: «На улице он способен остано виться, схватить вас за пуговицу пальто и громко, наслаждаясь, читать стихи. Он знает бездну стихов наизусть. Самых раз ных поэтов — Гумилева и Смелякова, Бло ка и Кузьмина, Бальмонта и Багрицкого... Как-то мы нечаянно встретились на Твер ском бульваре в Москве. Он приехал об судить свою докторскую диссертацию... Он был рад встрече и тут же стал читать какие-то стихи, Мимо прошагал пожилой мужчина в шляпе. Мы бы его не заметили, увлеченные стихами, да жена Василия Про копьевича сказала, что прохожий и есть тот, кого они искали по диссертационным делам. Она ринулась вдогонку, а он про должал читать стихи, будто и не о его дис сертации шла речь» . 1 В. Му т и н . Отраженный свет.— «Вос точносибирская правда». 1977, 30 декабря. 1 «Вооточно-Сибирская правда». 1971, 9 октября. 3 «Советская молодежь», 1971, 9 октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2