Сибирские огни, 1981, № 7

170 ВИ К ТО Р К Р ЕЩ И К словами. Поэтому многие сибирские пес­ ни всем понятны, любимы и поются мно­ гими. Прикоснешься к такому действительно народному слову, и заколотится учащенно сердце. Так глубинные сибирские таежные ключи, вырвавшись на поверхность где- нибудь из-под корней могучей лиственни­ цы, пьянят нас своей первородной све­ жестью и в упоительной ломоте мгновенно заходятся зубы. И пропадает усталость, словно к вечности прикоснешься. Начало работы Анатолия Преловского над Сводом совпало со строительством БАМа — это случайное, но счастливое сов­ падение. К этому времени поэт уже имел немалый поэтический опыт и был готов к работе над большим эпическим полотном. Поэмы Свода рождались вместе со стро­ ительством БАМа, и в самих названиях поэм («Насыпь», «Станция», «Заповедник», «Выстрел», «Борозда») в какой-то мере от­ ражены этапы роста великой стройки. Свод — это своеобразная летопись Сиби­ ри и великой стройки. Совсем не случайно под каждой поэмой указаны годы, в которые она создавалась, и места поездок поэта. Поскольку эти ав­ торские пометы под каждой поэмой носят не формальный характер, а помогают нам уяснить формирование Свода, то стоит их здесь привести, расположить подряд — и тогда все станет яснее: «Насыпь» (Строительство Байкало-Амур­ ской магистрали. Зима 1974 — лето 1975), «Станция» (Строительство Байкало-Амур­ ской магистрали. Весна 1976 — лето 1977), «Заповедник» (Строительство Байкало- Амурской магистрали. Зима 1977 — лето 1978), «Выстрел» (становое Нагорье, зона вли­ яния Байкало-Амурской магистрали. Зима— весна 1979), «Борозда» (Приангарье — Забайкалье — Приамурье. Осень 1979 — лето 1980). Со строительством Магистрали расши­ рялась зона ее влияния, и места ежегод­ ных поездок поэта в связи с работой над Сводом, конечно, не могли не меняться. Но в большинстве случаев это были поезд­ ки в родные для поэта и давно ему знако­ мые места. Книга «Вековая дорога», как уже сказа­ но — Свод поэм. Не цикл, а именно Свод. Раньше с таким жанровым образованием в поэзии нам встречаться не приходилось. Что же это такое — Свод? И почему имен­ но Свод? Думается, что к словарю Даля в этом случае обращаться не обязательно, поскольку само по себе слово каждому по­ нятно. Я уже говорил, что в какой-то мере книгу «Вековая дорога» можно считать поэтической летописью БАМа, построенной «по лирическому праву». Но ведь как раз старые летописи часто соединялись в сво- дьь Такая перекличка совсем не случайна, и истоки Свода поэм Анатолия Преловско­ го (Свода поэм — как жанрового образо­ вания!) находятся в глубокой и седой ста­ рине. В этой связи, конечно, не случаен инте­ рес поэта и к народным поэтическим на­ циональным формам. Так, недавно в пере­ воде Анатолия Преловского опубликовано бурятское героическое сказание «Алтан- Шагай». Поэмы Анатолия Преловского уже на­ шли своего читателя, они стали значитель­ ным вкладом в современную советскую по­ эзию, в поэтическую летопись Сибири. Глубокое проникновение в сущность сози­ дательных процессов, происходящих в Си­ бири, активная жизненная позиция автора, жанровое своеобразие и новизна отличают Свод поэм Анатолия Преловского. Интерес же к ним не в последнюю очередь объяс­ няется также и общим интересом нашего народа к делам Сибири, особенно этот интерес велик у молодежи. Хорошо, что поэмы вышли именно в издательстве «Мо­ лодая гвардия» — в издательстве ЦК ВЛКСМ. Интерес к Сибири растет и за рубежом. В книге «По Советскому Союзу» (М., Про­ гресс, 1979) итальянский писатель Вито Сан- соне пишет: «Сибирь представляет собой одну из главных движущих сил великих преобразований, происходящих в масшта­ бе земного шара. Сибирь — это неотъем­ лемая часть будущего, на свидание с ко­ торым мы не должны опоздать». Не будем слишком пристрастно судить иностранцев, опаздывающих на такое сви­ дание — Сибирь и сегодня для многих остается загадочной, а возможно, и «чер­ ной» страной. И тем большего признания заслуживают талантливые литературные произведения советских прозаиков и поэ­ тов об этом действительно героическом крае и его замечательных, по сибирским масштабам мыслящих людях. Людях меч­ ты и действия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2