Сибирские огни, 1981, № 7
168 ВИ К ТО Р К Р ЕЩ И К Время. Сейчас это движение переросло в созидательный духовный процесс всего многонационального советского народа. В поэме «Борозда» автор, размышляя о се годняшнем дне, говорит, что стоит представить лишь весь разворот работ — и гордостью подступит к сердцу правда, что все мы есть трудящийся народ. Давно началось и идет освоение старых, автохтонных ценностей Сибири, одновре менно в ее жизнь привносятся черты новой социалистической культуры. Примеров тому из Свода можно приводить много, еще больше их накопила сама жизнь. Заглядывая в прошлое, удивляешься, как глубоки корни сегодняшних процес сов. В стихотворении «Ермак», написанном Леонидом Мартыновым в 1930 году, рас сказывается о том, как Ермак, взрыхлив мечом жирную сибирскую землю, бро сает в нее зерна, «искры золотые». И в сомнениях, обращаясь к своему «помощ нику и большому приятелю» Ивану Кольцо, шепчет он — тревогой полон голос: — Как думаешь, дружок Иван Кольцо, Не вытопчут? Взойдет? Созреет колос? И не символично ли, что основателем Новосибирска, в котором органично и мощ но развиваются наука, промышленность и культура, является замечательный русский писатель и выдающийся инженер-путеец Гарин-Михайловский. Мне не раз доводилось встречаться с различными зарубежными писателями, вы езжать с ними в Академгородок, в колхо зы и совхозы области. Так, известный фран цузский писатель Бернар Клавель очень хотел съездить в сибирскую деревню. В совхозе «Красноярский» вместе со своим сыном Ивом он долго стоял у небольшого памятнике в старинном селе. На памятнике были высечены имена крестьян-сибиряков из этого села, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Потом мы были на хлебном поле во время уборки урожая. Механизаторы старались подроб но отвечать на вопросы гостей, но было заметно, что страда торопила заниматься делом. Никем «не вытоптанный колос» звал, напоминая, что в любое время могут пой ти дожди. А с замечательной югославской поэтес сой Десанкой Максимович, по ее просьбе, мы побывали на одном из новосибирских швейных предприятий — там в основном работали женщины, и поэтессе очень хо телось поговорить, пообщаться с ними. Произошел при этом трогательный и ин тересный случай. Встреча происходила во время обеденного перерыва в небольшом красном уголке. Собралось человек пять десят-шестьдесят женщин. Десанка гово рила по-русски, она очень интересно рас сказала о своей жизни, о своей работе в поэзии, с горечью говорила о суровых го дах оккупации Югославии фашистами. -По читала стихи. Ей задавали много вопросов. Она живо отвечала , а потом сказала. «Я вижу, что вы очень любите поэзию и у вас, наверно, есть поэты, которых вы любите? Я попрошу, прочитайте, пожалуй ста, стихи русских поэтов. Если, конечно, можно». И женщины стали читать. Читали Есенина, Маяковского, русских классиков и совре менных поэтов. Читали без всякой подго товки, поскольку никто раньше и подумать не мог, что разговор способен приобрести такой оборот. Десанка Максимович, ко нечно, была потрясена — другого слова в этом случае я просто сказать не могу. Где еще флюиды поэзии так глубоко вошли в плоть и кровь народа, как в России? Думаю, что такое небольшое отступле ние в реальную жизнь современной Сибири имеет прямое отношение к Своду поэм Анатолия Преловского «Вековая дорога», к Движенью «духа сквозь века». Поэт все время не упускает из виду, что Сибирь и Россия — это единый организм, и находит Для выражения своего чувства слова емкие и точные, делает глубокие обобщения, как, например, -в поэме «За поведник»: Когда ж Октябрь шестую часть планеты встряхнул, поставил на ноги, толкнул в грядущее — Сибирь, как к свету, рванулась... Но войны гражданской гул потряс ее от Зауралья до Океана — и в аду боев сибирская спеклась с российской далью на сто рядов, на тысячу слоев. (Выделено мной.— В. К.). Разве может не волновать нас и разве могут не гордиться люди, причастные к нынешним действительно великим делам в Сибири, тем, что духовные богатства России уже давно прирастают стараниями сибиряков, таких, как поэт Ершов, ученый Менделеев, живописец Суриков, компози тор Алябьев? Сегодня же такое прирастѳ- ние, как говорится, у всех на виду — о вкладе народов Сибири в современную многонациональную культуру страны хоро шо известно, с мощным научным потенци алом Сибири считается весь цивилизован ный мир. Живой пласт сибирской истории органич но и свободно пронизывает Свод поэм Ана толия Преловского, буквально в каждой из них мы встречаемся с заглядом в историю. Причем поэт находит в ней многое из то го, что забывать не след, а наоборот, нуж но вживлять в нашу современность. Ответ на вопрос поэта: ДаІ взращивая будущее, косим порой былое... Правы ль в этом мы? — наверное, не может быть многозначным. Рачительность наших предков, их забота не только о завтрашнем дне, но и о завтраш нем веке все время поэтом ставится в пример. Он рисует образы выдающихся исторических личностей Сибири, смело вос станавливает перед нами «со дна подпа мяти» (как важна для поэта такая подпа мять!) «неясный лик неведомого предка». И какой бы восторг у нас ни вызывали сегодняшние достижения и победы — не может поэт видеть только их одни. Он с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2