Сибирские огни, 1981, № 7

168 ВИ К ТО Р К Р ЕЩ И К Время. Сейчас это движение переросло в созидательный духовный процесс всего многонационального советского народа. В поэме «Борозда» автор, размышляя о се­ годняшнем дне, говорит, что стоит представить лишь весь разворот работ — и гордостью подступит к сердцу правда, что все мы есть трудящийся народ. Давно началось и идет освоение старых, автохтонных ценностей Сибири, одновре­ менно в ее жизнь привносятся черты новой социалистической культуры. Примеров тому из Свода можно приводить много, еще больше их накопила сама жизнь. Заглядывая в прошлое, удивляешься, как глубоки корни сегодняшних процес­ сов. В стихотворении «Ермак», написанном Леонидом Мартыновым в 1930 году, рас­ сказывается о том, как Ермак, взрыхлив мечом жирную сибирскую землю, бро­ сает в нее зерна, «искры золотые». И в сомнениях, обращаясь к своему «помощ­ нику и большому приятелю» Ивану Кольцо, шепчет он — тревогой полон голос: — Как думаешь, дружок Иван Кольцо, Не вытопчут? Взойдет? Созреет колос? И не символично ли, что основателем Новосибирска, в котором органично и мощ­ но развиваются наука, промышленность и культура, является замечательный русский писатель и выдающийся инженер-путеец Гарин-Михайловский. Мне не раз доводилось встречаться с различными зарубежными писателями, вы­ езжать с ними в Академгородок, в колхо­ зы и совхозы области. Так, известный фран­ цузский писатель Бернар Клавель очень хотел съездить в сибирскую деревню. В совхозе «Красноярский» вместе со своим сыном Ивом он долго стоял у небольшого памятнике в старинном селе. На памятнике были высечены имена крестьян-сибиряков из этого села, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Потом мы были на хлебном поле во время уборки урожая. Механизаторы старались подроб­ но отвечать на вопросы гостей, но было заметно, что страда торопила заниматься делом. Никем «не вытоптанный колос» звал, напоминая, что в любое время могут пой­ ти дожди. А с замечательной югославской поэтес­ сой Десанкой Максимович, по ее просьбе, мы побывали на одном из новосибирских швейных предприятий — там в основном работали женщины, и поэтессе очень хо­ телось поговорить, пообщаться с ними. Произошел при этом трогательный и ин­ тересный случай. Встреча происходила во время обеденного перерыва в небольшом красном уголке. Собралось человек пять­ десят-шестьдесят женщин. Десанка гово­ рила по-русски, она очень интересно рас­ сказала о своей жизни, о своей работе в поэзии, с горечью говорила о суровых го­ дах оккупации Югославии фашистами. -По­ читала стихи. Ей задавали много вопросов. Она живо отвечала , а потом сказала. «Я вижу, что вы очень любите поэзию и у вас, наверно, есть поэты, которых вы любите? Я попрошу, прочитайте, пожалуй­ ста, стихи русских поэтов. Если, конечно, можно». И женщины стали читать. Читали Есенина, Маяковского, русских классиков и совре­ менных поэтов. Читали без всякой подго­ товки, поскольку никто раньше и подумать не мог, что разговор способен приобрести такой оборот. Десанка Максимович, ко­ нечно, была потрясена — другого слова в этом случае я просто сказать не могу. Где еще флюиды поэзии так глубоко вошли в плоть и кровь народа, как в России? Думаю, что такое небольшое отступле­ ние в реальную жизнь современной Сибири имеет прямое отношение к Своду поэм Анатолия Преловского «Вековая дорога», к Движенью «духа сквозь века». Поэт все время не упускает из виду, что Сибирь и Россия — это единый организм, и находит Для выражения своего чувства слова емкие и точные, делает глубокие обобщения, как, например, -в поэме «За­ поведник»: Когда ж Октябрь шестую часть планеты встряхнул, поставил на ноги, толкнул в грядущее — Сибирь, как к свету, рванулась... Но войны гражданской гул потряс ее от Зауралья до Океана — и в аду боев сибирская спеклась с российской далью на сто рядов, на тысячу слоев. (Выделено мной.— В. К.). Разве может не волновать нас и разве могут не гордиться люди, причастные к нынешним действительно великим делам в Сибири, тем, что духовные богатства России уже давно прирастают стараниями сибиряков, таких, как поэт Ершов, ученый Менделеев, живописец Суриков, компози­ тор Алябьев? Сегодня же такое прирастѳ- ние, как говорится, у всех на виду — о вкладе народов Сибири в современную многонациональную культуру страны хоро­ шо известно, с мощным научным потенци­ алом Сибири считается весь цивилизован­ ный мир. Живой пласт сибирской истории органич­ но и свободно пронизывает Свод поэм Ана­ толия Преловского, буквально в каждой из них мы встречаемся с заглядом в историю. Причем поэт находит в ней многое из то­ го, что забывать не след, а наоборот, нуж­ но вживлять в нашу современность. Ответ на вопрос поэта: ДаІ взращивая будущее, косим порой былое... Правы ль в этом мы? — наверное, не может быть многозначным. Рачительность наших предков, их забота не только о завтрашнем дне, но и о завтраш­ нем веке все время поэтом ставится в пример. Он рисует образы выдающихся исторических личностей Сибири, смело вос­ станавливает перед нами «со дна подпа­ мяти» (как важна для поэта такая подпа­ мять!) «неясный лик неведомого предка». И какой бы восторг у нас ни вызывали сегодняшние достижения и победы — не может поэт видеть только их одни. Он с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2