Сибирские огни, 1981, № 7
Д О РО ГА Д У Х А СК ВО ЗЬ В ЕК А 1 6 7 Содрав для стройки хлеб с земли, по озими прошли мы. Клин по клину. Могли бы мы иначе? Не могли. Какая боль стоит за этими словами «не могли»! А всегда ли не могли? В таких слу чаях и не хочешь, да вспомнишь о том, в чем лично принимал участие. В начале пятидесятых годов мне, еще совсем мальчишкой, довелось работать в Сибири в одной из буровых партий треста «Минусиннефтегазразведка». Я тогда вы полнял обязанности верхового рабочего. Были случаи, когда буровая вышка устанав ливалась прямо на хлебной ниве, хотя на верняка можно было бурить скважину (это было поисковое бурение) и отступив не сколько десятков метров в сторону, выйдя за кромку поля. Не отступали. Травили си бирский нелегкий хлебушко да еще и объ ясняли такую потраву некими высшими ин тересами государства. Крестьянин, негодуя, глядеть не мог на таких «государственных» людей. И не у кого было ему найти упра ву на таких радетелей земли. Боль и гнев были тогда в его глазах... Ставить животрепещущие вопросы жиз ни в центр острых поэтических раздумий — не в этом ли заключается истинная граж данственность? Поэзию Александра Твар довского, Ярослава Смелякова, Леонида Мартынова, других замечательных совет ских поэтов как раз и отличало такое ка чество, такой подход к жизненному мате риалу. Помните у Леонида Мартынова: Березки не рядите и ряски. Чтоб девичью хранить их честь. Оставьте. Надо без опаски Увидеть мир, каков он есть. Анатолия Преловского не покидает боль за «горящую несгораемо Сибирь», для не го нет «чувства Родины без боли». Такое до болезненности обостренное чувство Ро дины присуще не только поэтам, но имен но народу. В одной из сибирских народных песен поется: «Горит, горит село родное — пылает Родина моя». Как видим, село род ное и Родина в песне неразрывны, как не разрывны они и в жизни. Одно без другого жить не может. Присутствие огня здесь как бы напоминает нам, что с ним шутить нельзя — он может светить, но может и сжигать дотла. Издревле сравнивали Россию с «неопа лимой купиной». И образ «неопалимой ку пины», как символа России, и образ «горя щей несгораемо Сибири» у Преловского вызваны одними и теми же причинами — сыновней любовью к родной земле, а нас тоящая любовь всегда побуждала к дей ствию и вела к правде. В Своде поэм «Вековая дорога» мне ни как не удалось отделить автора от так назы ваемого лирического героя. Вполне возмож но, что я совершенно напрасно тратил вре мя на такое занятие. Поэт везде разговор ведет от первого лица впрямую и не дела ет попыток укрыться за бесплотную спину так называемого условного лирического героя. Что же это? Исповедальность? Впол не возможно, что это она и есть. Если мы хотим понять заботы поэта, его тревоги и радости, то нужно прислушаться к его голосу, проникнуться его откровени ями, вникнуть в его взаимоотношения со Временем и Простором (недаром это сло во в поэме одно из наиболее часто упот ребляемых). Поэт своих забот и тревог не скрывает. И вот одна из них: ...моя дорога. как ветка, к Присаянью привилась. Но исподволь растущая тревога над сердцем обретала власть: а как же насыпь, что стократ мощнее, а как же люди, что стократ сильней, с тайгой поладят? Уживутся с нею или оставят царство пней? Не для того ль и мы добрее стали, чтоб доброту внедряли, как закон, в ход Насыпи и Магистрали — в связь поколений и времен? Разновременный, большой, пестрый и в высшей степени разнообразный материал вовлечен в орбиту поэм, в том числе и ма териал подробно-житейский, на первый взгляд кажущийся прозаическим. Порой даже возникает опасение, что под его гру зом Свод не выдержит и рухнет. Строки пятистопного ямба нагружены до предела и чуть ли не прогибаются. И не сразу по нимаешь, что именно этой прозой, с ее предельной насыщенностью подробностя ми, и держится Свод. Нет никакого смысла скрывать, что чте ние поэм требует от читателя определен ных усилий, его приученности к настоящей серьезной поэзии. Но чем дальше вчиты ваешься, проникаешь в замысел, тем силь нее заражаешься настроем души автора и убеждаешься, что, как говорит сам поэт: Народ всегда найдет отважных для благородных замыслов и делі Поэзия, делающая свои обобщения на основе большого жизненного материала, на основе сегодняшних наблюдений и дан ных истории, не может себе позволить су есловия, если она не привыкла бессовестно лукавить, уклоняться в сторону псевдоли рики, в сторону дешевых «туманов и запа хов тайги», как это бывает сплошь и рядом у авторов, лихо сочиняющих произведения на любые темы и по любому поводу. Обращение к истории у Преловского объясняется не прихотью и не только скла дом дарования, но и особенностями и окраской личной судьбы, причастностью предков поэта к великому делу обживания и освоения Сибири: Не их ли быт и боль зовут назад, а впереди не их ли это светит страстей и целей рваный свет двойной? Пришли. Ушли. А их Сибирь осталась затем, чтоб нынче обживалась мной и мной же в мире утверждалась. В разговоре о Своде поэм Анатолия Преловского необходимо особо подчерк нуть, что для него освоение, обживание Сибири — процесс вовсе не механический и не технический, а духовный, это движе ние духа русской нации в Простор Сквозь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2