Сибирские огни, 1981, № 7

♦ 166 тературе прошлого века, слишком много недоброго, порой и незаслуженно. Еще и сегодня, даже многим людям на­ шей страны, этот огромный и интересный край, подобно айсбергу, не виден и на од­ ну восьмую часть. Что же тогда говорить о том, какой представляют Сибирь на За­ паде! На экономическое значение Сибири ру­ ководители Советского государства уже давно обращали самое серьезное внима­ ние. В 1930 году на заседании президиума Госплана СССР соратник В. И. Ленина, уче­ ный и поэт Г. М. Кржижановский говорил: «...Вопрос о... богатствах Сибири и об ути­ лизации этих богатств — это даже не воп­ рос СССР, а вопрос мирового порядка. Тут никаких элементов мещанского хвастовства нет. Нужно учитывать перспективу разви­ тия Сибири, как позицию мировой борь­ бы, и всякое сопротивление, которое нам' начинают оказывать под флагом рентабель­ ности расчетов сегодняшнего дня и на ос­ нове сегодняшней конъюнктуры, есть пря­ мое непонимание того, в какую игру сил мы включены». И нельзя не понять чуть ли не растерян­ ность автора «Вековой дороги», когда он стоит перед этой родной многострадальной и могучей землей в отчаянии от того, что невозможно в ее безбрежности постичь все ее радости и беды: ...Раскинулась, космически большая и милая до боли. Не дано познать ее от края и до края в подробностях всех поселений, но почувствовать-то можно трехвековый сибирский ход истории самой!.. Анатолий Преловский «ход истории са­ мой» стремится передать средствами ли­ рики — прошлое, настоящее и будущее в своей неразрывности и взаимовлиянии вос­ принимаются им через личную судьбу, про­ пущены через сердце поэта. Автор Свода и в прологе к нему, и в последней из опубликованных поэм «Бороз­ да» подчеркивает именно принцип лирич­ ности в подходе к историческому материа­ лу. Бесспорно, он не случайно позволяет себе такие повторы, в прологе он говорит: Читатель мой, пойдем в нескорый путь. По своему лирическому праву я жизнью поделюсь, а ты уж будь внимателен и терпелив... В поэме «Борозда» та же точка отсчета, как и в других поэмах, позволяющая поэту, а значит, и нам ...по лирическому праву в строке сводя края и времена, почувствовать сибирский ход державы, как многомерный, трудный путь зерна. Что ж, такое «лирическое право» у поэ­ та есть. И это, конечно, в большей сте­ пени способствует читательскому дове­ рию ко всему, о чем говорит поэт, чем он делится с другом-читателем, а говорит он всегда убедительно. Да и могут ли быть ВИ К ТО Р К Р ЕШ И К строки поэта о своей земле неубедитель­ ными, если По этим скалам молодость прошла то с журналистской книжкой записною, то с образцами, то с ружьем — всегда с работой, с ношей за спиною. Сегодня много говорят о необходимо­ сти приобщения молодых людей творче­ ского труда к жизни. Видимо, все-таки та­ кое приобщение должно быть естествен­ ным, и, скорее, оно должно предшество­ вать подходу к творчеству, а не наоборот. Свою задачу как поэта Анатолий Прелов- ский видит в том, чтобы «то, Что Начинал здесь (в Сибири.— В.К.),— допрожить, до­ делать, дело словом продолжая». Согласен: поэтические произведения могут возникать совсем на другой основе, но — не хочу скрывать — «основа», на которой замеша­ на поэзия Анатолия Преловского, в моей душе находит отзвук наиболее живой и сильный. Понимаю, что субъективен, но давно убедился, что эстетические ценности любых видов, за которыми хорошо про­ слеживается только игра резвого и тонкого ума, но не проступает личная судьба, ис­ тинного наслаждения не приносят. Транссибирская магистраль и БАМ, их создание служат своеобразной гигантской осью, вокруг которой разворачивается действо в Своде поэм «Вековая дорога». Поэмы бессюжетны. В них нет главного ге­ роя. Разговор в Своде идет исповедаль­ ный, откровенный. Каждая поэма рождает,- ся как бы из своеобразных лирических но­ велл-монологов, связанных между собой не хронологически, а по принципу ассоциатив­ ности. В поэме «Насыпь», открывающей Свод, автор показывает начальный период стро­ ительства БАМа, и уже здесь заявлены все главные темы будущего Свода. В поэме «Станция» перед нами раскрывается кар­ тина возникновения и роста большого го­ рода на железной дороге. Показаны люди, которые «свободно мыслят с веком нарав­ не», и такие, «что себя в первопроходцы записывают с легкостью детей, живя куда пришлось и как придется». Поэма «Запо­ ведник» главным образом посвящена ис­ следованию взаимоотношений крупной стройки и сибирской природы, сибирской первородной тайги. В поэме «Выстрел» мы проникаемся сутью взаимоотношений охотника и зверя. И наконец, поэма «Бо­ розда» вводит нас в многотрудный и при­ хотливый мир сибирского землепашца, в мир «сеятеля и хранителя» землицы си­ бирской. Взаимоотношения между Магистралью, Человеком и Простором, перипетии этих взаимоотношений — главная тема в Своде. Сколько бы мы ни повторяли, что в нашем обществе все делается для человека, для его блага,— ответственность человека, его вину за свои поступки перед Простором и Временем никогда и никакое общество снять не сможет. В одной из глав поэмы «Насыпь» расска­ зывается о том, как поэт был соучастни­ ком дел, при которых:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2