Сибирские огни, 1981, № 7
♦ 166 тературе прошлого века, слишком много недоброго, порой и незаслуженно. Еще и сегодня, даже многим людям на шей страны, этот огромный и интересный край, подобно айсбергу, не виден и на од ну восьмую часть. Что же тогда говорить о том, какой представляют Сибирь на За паде! На экономическое значение Сибири ру ководители Советского государства уже давно обращали самое серьезное внима ние. В 1930 году на заседании президиума Госплана СССР соратник В. И. Ленина, уче ный и поэт Г. М. Кржижановский говорил: «...Вопрос о... богатствах Сибири и об ути лизации этих богатств — это даже не воп рос СССР, а вопрос мирового порядка. Тут никаких элементов мещанского хвастовства нет. Нужно учитывать перспективу разви тия Сибири, как позицию мировой борь бы, и всякое сопротивление, которое нам' начинают оказывать под флагом рентабель ности расчетов сегодняшнего дня и на ос нове сегодняшней конъюнктуры, есть пря мое непонимание того, в какую игру сил мы включены». И нельзя не понять чуть ли не растерян ность автора «Вековой дороги», когда он стоит перед этой родной многострадальной и могучей землей в отчаянии от того, что невозможно в ее безбрежности постичь все ее радости и беды: ...Раскинулась, космически большая и милая до боли. Не дано познать ее от края и до края в подробностях всех поселений, но почувствовать-то можно трехвековый сибирский ход истории самой!.. Анатолий Преловский «ход истории са мой» стремится передать средствами ли рики — прошлое, настоящее и будущее в своей неразрывности и взаимовлиянии вос принимаются им через личную судьбу, про пущены через сердце поэта. Автор Свода и в прологе к нему, и в последней из опубликованных поэм «Бороз да» подчеркивает именно принцип лирич ности в подходе к историческому материа лу. Бесспорно, он не случайно позволяет себе такие повторы, в прологе он говорит: Читатель мой, пойдем в нескорый путь. По своему лирическому праву я жизнью поделюсь, а ты уж будь внимателен и терпелив... В поэме «Борозда» та же точка отсчета, как и в других поэмах, позволяющая поэту, а значит, и нам ...по лирическому праву в строке сводя края и времена, почувствовать сибирский ход державы, как многомерный, трудный путь зерна. Что ж, такое «лирическое право» у поэ та есть. И это, конечно, в большей сте пени способствует читательскому дове рию ко всему, о чем говорит поэт, чем он делится с другом-читателем, а говорит он всегда убедительно. Да и могут ли быть ВИ К ТО Р К Р ЕШ И К строки поэта о своей земле неубедитель ными, если По этим скалам молодость прошла то с журналистской книжкой записною, то с образцами, то с ружьем — всегда с работой, с ношей за спиною. Сегодня много говорят о необходимо сти приобщения молодых людей творче ского труда к жизни. Видимо, все-таки та кое приобщение должно быть естествен ным, и, скорее, оно должно предшество вать подходу к творчеству, а не наоборот. Свою задачу как поэта Анатолий Прелов- ский видит в том, чтобы «то, Что Начинал здесь (в Сибири.— В.К.),— допрожить, до делать, дело словом продолжая». Согласен: поэтические произведения могут возникать совсем на другой основе, но — не хочу скрывать — «основа», на которой замеша на поэзия Анатолия Преловского, в моей душе находит отзвук наиболее живой и сильный. Понимаю, что субъективен, но давно убедился, что эстетические ценности любых видов, за которыми хорошо про слеживается только игра резвого и тонкого ума, но не проступает личная судьба, ис тинного наслаждения не приносят. Транссибирская магистраль и БАМ, их создание служат своеобразной гигантской осью, вокруг которой разворачивается действо в Своде поэм «Вековая дорога». Поэмы бессюжетны. В них нет главного ге роя. Разговор в Своде идет исповедаль ный, откровенный. Каждая поэма рождает,- ся как бы из своеобразных лирических но велл-монологов, связанных между собой не хронологически, а по принципу ассоциатив ности. В поэме «Насыпь», открывающей Свод, автор показывает начальный период стро ительства БАМа, и уже здесь заявлены все главные темы будущего Свода. В поэме «Станция» перед нами раскрывается кар тина возникновения и роста большого го рода на железной дороге. Показаны люди, которые «свободно мыслят с веком нарав не», и такие, «что себя в первопроходцы записывают с легкостью детей, живя куда пришлось и как придется». Поэма «Запо ведник» главным образом посвящена ис следованию взаимоотношений крупной стройки и сибирской природы, сибирской первородной тайги. В поэме «Выстрел» мы проникаемся сутью взаимоотношений охотника и зверя. И наконец, поэма «Бо розда» вводит нас в многотрудный и при хотливый мир сибирского землепашца, в мир «сеятеля и хранителя» землицы си бирской. Взаимоотношения между Магистралью, Человеком и Простором, перипетии этих взаимоотношений — главная тема в Своде. Сколько бы мы ни повторяли, что в нашем обществе все делается для человека, для его блага,— ответственность человека, его вину за свои поступки перед Простором и Временем никогда и никакое общество снять не сможет. В одной из глав поэмы «Насыпь» расска зывается о том, как поэт был соучастни ком дел, при которых:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2