Сибирские огни, 1981, № 7
Д О РО ГА Д У Х А С К ВО ЗЬ В ЕК А 165 начиная с рождения,— все это послужило той органикой, которая дала право поэту взяться за дело трудное и рискованное — за создание Свода поэм о Сибири. Как мне говорил сам поэт, идея эта возникла с доб рой «подсказки» Александра Трифоновича Твардовского. О Транссибирской магистрали — Вели ком пути — писали многие поэты, и не только русские. Достаточно вспомнить зна менитый «Транссибирский экспресс» Блэза Сандрара, или стихи Пабло Неруды, или «Балладу про Великий путь» сибиряка Лео нида Мартынова. Но для многих поэтов Транссибирская магистраль служила лишь своеобразным фоном для выражения сво его лирического чувства, она не была их личной болью или личным восторгом, хотя и поражала величием. За исключением, может быть, лишь одного Леонида Марты нова. Его небольшая по объему «Баллада про Великий путь», написанная еще в 1945 году, полна и лирических откровений, и философских размышлений. Для Леонида Мартынова это была тема глубоко лич ная — недаром через всю «Балладу» реф реном проходит строка «Отец мой строил этот путь!» Отец, явившись к поэту во сне, говорит: Событий суть Яснаі Я строил этот путь — 1 Путь через степь, и через лес, И через горы до небес. А в страны грез своих мосты. Надеюсь, сам достроишь ты| Осуществить твои мечты Я не успел. Не обессудьі Разве мы не слышим здесь мысли о ве ковой дороге,, о «движенье духа сквозь века», как скажет в своем Своде Анатолий Преловский? И это ничуть не преуменьшает значения поэтического труда Преловского, а лишь подчеркивает живую, органическую связь и преемственность в работе русских поэтов. Читая сегодня «Вековую дорогу», мы не можем забыть и о «Железной дороге» Не красова, поскольку совершаемый в наше время в Сибири труд также «страшно гро маден--- не по плечу одному!», но трудом этим движет не голод, а неустанная забота о сегодняшней и завтрашней судьбе оте чества, а следовательно, забота о судьбе его сыновей и дочерей. «Вековая дорога» Анатолия Преловского неотделима от ли тературного процесса и в историческом плане. Всем, пишущим о современной Сибири, нельзя не считаться с тем представлением о ней, которое сформировалось у многих людей на основании произведений художе ственной литературы прошлого века, в том числе и поэзии. Разве можно забыть эти страшные слова Некрасова из его «Русских женщин»: Там гробовая тишина. Там безрассветный мрак... Зачем, проклятая страна. Нашел тебя Ермак?.. А ведь эти строки о «проклятой стране», то есть о Сибири, не вычеркнешь из созна ния. Другой поэт, никогда не бывавший в Сибири, в стихотворении, обращенном к любимой, писал: Твой свет, твой жар целят меня, • Я знаю счастье в этом миреі В моей безрадостной Сибири Ты — вспышка яркого огня! Это Шарль Бодлер. Так он в своей «Пес не после полудня» использует образ Си бири, когда говорит о самом мрачном в своей жизни. К тому же, в оригинале у автора Сибирь названа не «безрадостной», а «черной» («погіе Liberie»). Ну, и наконец строки Омулевского о Сибири, которого в свое время называли сибирским Некрасовым: Там только люди да цепи, Цепи да люди! Правда, Омулевский находил для Сибири и другие слова: Не порвать мне волшебную цепь, Я не в силах разрушить бьілого... Ты простишь мне бессилие слова, Барабинская чудная степь! Думается, без такого, пусть даже бегло го обращения к тому, что и как писали о Сибири различные поэты, особенно доре волюционного периода, мы не сможем правильно понять и по достоинству оце нить произведения наших современников, и в частности, Свод Анатолия Преловского. Замечу, что даже у А. Твардовского, в его поэме «За далью — даль», когда он го ворит о встрече с Сибирью, вырываются такие слова: Но как дремучестью суровой Еще объят ее пустырь! (Выделено мной.— В. К.). А ведь без поэмы «За далью — даль», без сибирских поэм Василия Федорова, без других крупных поэтических творений, связанных с советской Сибирью, «Вековая дорога» А. Преловского вряд ли бы смог ла появиться. Что же касается произведений дорево люционного периода, то дело здесь не в том, что нашим современникам приходится вроде бы «обелять» «черную Сибирь» — она в таких припудриваниях не нуждает ся — эта исконно русская земля, не забы вшая ни первых землепроходцев, ни буй ный, гневно клокочущий в борении за свою веру дух протопопа Аввакума, ни трагиче ские судьбы декабристов, ни страстную деятельность марксистов-революционеров. Эпизод, приведенный А. Преловским в поэме «Борозда», характерен для Сибири. Идет жатва: Вдруг в поле обелиск штыкоподобный свидетелем совсем иной страды предстал. Водитель обкосил привычно низ памятника и свернул в жнитво, на колею — и, как о чем-то личном, заговорил о том, что для него легендой было. Вот эта самая Сибирь сегодня смело бе рет на себя нагрузки и перегрузки века. Хотя и наговорили о ней, особенно в ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2