Сибирские огни, 1981, № 7
158 М. М ЕЛ ЬН И К О В стическими растениями, переходящими в утонченный орнамент, символизирует мир ное движение жизни. На страже мира стоит молодой русич. Меч его вложен в ножны, в изображении на щите — не драконы, наводящие ужас, а птицы-лебеди. В этом произведении нет прямого иллю стрирования какой-либо из сказок: русич на обложке не тождествен ни одному из героев сказок, но основное содержание сборника передано здесь вполне. Это ха рактерно и для иллюстраций в тексте. Ху дожник отказался от иллюстративности в прямом смысле этого слова. Он не сле дует за текстом, а, выделяя главное в каждой сказке, дает ему образное вопло щение. Иллюстрации Лагуны, таким обра зом, могут вполне существовать независи мо от текстов. Почти все иллюстрации этого сборника несут педагогическую нагрузку — учат ду мать, сопереживать, способствуют форми рованию нравственных идеалов. Не слу чайно в мастерской художника, в золоче ной раме от старой иконы, помещен свиток со словами: «Сказка учит быть добрым, а не злым! Смелым, а не трусливым». К сказке С. Т. Аксакова «Аленький цве точек» В. Н. Лагуна испытывал «влеченье — род недуга» еще в годы ученичества. В 1979 году выходит в свет новое издание этой сказки. И соавтором прославленного мастера слова становится В. Н. Лагуна. Я не случайно применил слово «соавтор». Дети по-иному, чем взрослые, восприни мают мир. Не умозрительно, через созна ние, а чувственно. «Суждение ребенка,— писал К. Маркс,— как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный»”. Многие слова и понятия еще не раскрыли для них свое глубинное содержание, и поэтому мир де тей — прежде всего мир ярких красок. И художник пытается выявить еще не всег да постигнутую силу слов своими много численными иллюстрациями, заставками, буквицами. Правда, полиграфическое исполнение несколько приглушило тона, порой нару шило цветовую гамму, но это уже издерж ки производства. Обложка книжки со стре мительным хороводом жар-птиц, фейер верком звезд, цветов, подсветом зари# увлекает детей в мир чудес. Большой знаток детской психологии Кор ней Чуковский писал, что ребенок — свой человек в мире чудесного, что его удивля ет не чудо, а отсутствие такового. Это хо рошо понял художник В. Н. Лагуна. Дети еще не понимают полутонов и не домолвок в отношениях между людьми, не приемлют примирения добра и зла. И Лагуна стремится не нарушить эти ческие представления и эстетические законы детского мира. «Честной ку пец» дан человеком мужественным, бла городным, добрая, отзывчивая, нежно лю бящая «меньшая» дочь честного купца — образ светлый, чистый, песенный в детской наивности, незащищенности. Ее антипода ми представлены старшие сестры — чван ливые и завистливые. Их красота, пыш ность, богатство — чужие, недобрые, от талкивающие. Художник четко разграничил тьму и свет, добро и зло, дал их в линейном и цветовом противопостав лении. Работа художника над иллюстрацией сказок — лишь начало его пути в этом направлении. Можно говорить о некоторых недочетах. Например, художнику не всег да удается изображение животных, иног да они, далекие от палехской условности и от жизненной достоверности, выбиваются из стиля самого художника. Не всегда учи тывает мастер и возможности полиграфи ческого исполнения своих произведений. Но и на этом направлении уже несомнен ны его достижения. Не случайно в год ре бенка, отмеченный во всех странах, книги, иллюстрированные В. Н. Лагуной, достойно представляли нашу книжную продукцию в Болонье (Италия), во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), на Второй Московской международ ной выставке-ярмарке. Греческое издатель ство «Академос» приобрело право на из дание иллюстрированного В. Н. Лагуной сборника «Русские сказки Сибири». Только книга с иллюстрациями худож ника позволяет ему показать свое искусст во десяткам, а то и сотням тысяч людей. Но книга, несмотря на успехи полиграфии, пока не может передать во всей сложно сти многокрасочные произведения Лагуны. Все его остальные произведения уходят, растекаются, становятся малодоступными широкому кругу людей, зачастую помеще ны не там, где им надлежит быть по праву, а там, где имеются средства для их при обретения. Они незаметно ускользают да же от взгляда искусствоведов. Талантли вые произведения нередко находятся в тени, их не могут оценить даже коллеги по искусству. Я долгие годы пристально слежу за твор чеством Виктора Николаевича Лагуны, ра дуюсь каждой его удаче, но только нынче, охватив взглядом все сделанное им, оста ваясь на длительное время наедине с его отдельными произведениями, я раскрыл для себя силу и глубину его таланта и готов подписаться под словами ректора Новоги- бирской консерватории имени М. И. Глин ки, тонкого ценителя искусства, Е. Г. Гу- ренко, обращенными к художнику: «Ваше высокое, самобытное искусство вызвало у меня ассоциации с самыми замечательны ми образцами русской музыки. Огромное, неизгладимое впечатление! Радостно, ког да видишь, что среди художников сибир ских есть такой сокрушительный уі «тонкий талант». ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2