Сибирские огни, 1981, № 7

158 М. М ЕЛ ЬН И К О В стическими растениями, переходящими в утонченный орнамент, символизирует мир­ ное движение жизни. На страже мира стоит молодой русич. Меч его вложен в ножны, в изображении на щите — не драконы, наводящие ужас, а птицы-лебеди. В этом произведении нет прямого иллю­ стрирования какой-либо из сказок: русич на обложке не тождествен ни одному из героев сказок, но основное содержание сборника передано здесь вполне. Это ха­ рактерно и для иллюстраций в тексте. Ху­ дожник отказался от иллюстративности в прямом смысле этого слова. Он не сле­ дует за текстом, а, выделяя главное в каждой сказке, дает ему образное вопло­ щение. Иллюстрации Лагуны, таким обра­ зом, могут вполне существовать независи­ мо от текстов. Почти все иллюстрации этого сборника несут педагогическую нагрузку — учат ду­ мать, сопереживать, способствуют форми­ рованию нравственных идеалов. Не слу­ чайно в мастерской художника, в золоче­ ной раме от старой иконы, помещен свиток со словами: «Сказка учит быть добрым, а не злым! Смелым, а не трусливым». К сказке С. Т. Аксакова «Аленький цве­ точек» В. Н. Лагуна испытывал «влеченье — род недуга» еще в годы ученичества. В 1979 году выходит в свет новое издание этой сказки. И соавтором прославленного мастера слова становится В. Н. Лагуна. Я не случайно применил слово «соавтор». Дети по-иному, чем взрослые, восприни­ мают мир. Не умозрительно, через созна­ ние, а чувственно. «Суждение ребенка,— писал К. Маркс,— как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный»”. Многие слова и понятия еще не раскрыли для них свое глубинное содержание, и поэтому мир де­ тей — прежде всего мир ярких красок. И художник пытается выявить еще не всег­ да постигнутую силу слов своими много­ численными иллюстрациями, заставками, буквицами. Правда, полиграфическое исполнение несколько приглушило тона, порой нару­ шило цветовую гамму, но это уже издерж­ ки производства. Обложка книжки со стре­ мительным хороводом жар-птиц, фейер­ верком звезд, цветов, подсветом зари# увлекает детей в мир чудес. Большой знаток детской психологии Кор­ ней Чуковский писал, что ребенок — свой человек в мире чудесного, что его удивля­ ет не чудо, а отсутствие такового. Это хо­ рошо понял художник В. Н. Лагуна. Дети еще не понимают полутонов и не­ домолвок в отношениях между людьми, не приемлют примирения добра и зла. И Лагуна стремится не нарушить эти­ ческие представления и эстетические законы детского мира. «Честной ку­ пец» дан человеком мужественным, бла­ городным, добрая, отзывчивая, нежно лю­ бящая «меньшая» дочь честного купца — образ светлый, чистый, песенный в детской наивности, незащищенности. Ее антипода­ ми представлены старшие сестры — чван­ ливые и завистливые. Их красота, пыш­ ность, богатство — чужие, недобрые, от­ талкивающие. Художник четко разграничил тьму и свет, добро и зло, дал их в линейном и цветовом противопостав­ лении. Работа художника над иллюстрацией сказок — лишь начало его пути в этом направлении. Можно говорить о некоторых недочетах. Например, художнику не всег­ да удается изображение животных, иног­ да они, далекие от палехской условности и от жизненной достоверности, выбиваются из стиля самого художника. Не всегда учи­ тывает мастер и возможности полиграфи­ ческого исполнения своих произведений. Но и на этом направлении уже несомнен­ ны его достижения. Не случайно в год ре­ бенка, отмеченный во всех странах, книги, иллюстрированные В. Н. Лагуной, достойно представляли нашу книжную продукцию в Болонье (Италия), во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), на Второй Московской международ­ ной выставке-ярмарке. Греческое издатель­ ство «Академос» приобрело право на из­ дание иллюстрированного В. Н. Лагуной сборника «Русские сказки Сибири». Только книга с иллюстрациями худож­ ника позволяет ему показать свое искусст­ во десяткам, а то и сотням тысяч людей. Но книга, несмотря на успехи полиграфии, пока не может передать во всей сложно­ сти многокрасочные произведения Лагуны. Все его остальные произведения уходят, растекаются, становятся малодоступными широкому кругу людей, зачастую помеще­ ны не там, где им надлежит быть по праву, а там, где имеются средства для их при­ обретения. Они незаметно ускользают да­ же от взгляда искусствоведов. Талантли­ вые произведения нередко находятся в тени, их не могут оценить даже коллеги по искусству. Я долгие годы пристально слежу за твор­ чеством Виктора Николаевича Лагуны, ра­ дуюсь каждой его удаче, но только нынче, охватив взглядом все сделанное им, оста­ ваясь на длительное время наедине с его отдельными произведениями, я раскрыл для себя силу и глубину его таланта и готов подписаться под словами ректора Новоги- бирской консерватории имени М. И. Глин­ ки, тонкого ценителя искусства, Е. Г. Гу- ренко, обращенными к художнику: «Ваше высокое, самобытное искусство вызвало у меня ассоциации с самыми замечательны­ ми образцами русской музыки. Огромное, неизгладимое впечатление! Радостно, ког­ да видишь, что среди художников сибир­ ских есть такой сокрушительный уі «тонкий талант». ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2