Сибирские огни, 1981, № 7
д о б р ы й в о л ш е б н и к 157 зодчестве. Никто, как русские мастера, не знал, не чувствовал и не использовал с та ким эффектом возможности, заложенные природой в дереве. В. Н. Лагуна, эмоционально познав фор мы объемно-пространственного мышления древних зодчих, тонкости архитектурного национального стиля, стремится точнее раскрыть его в десятках и сотнях изобра жений, нигде не нарушая сложившихся веками традиций, национального колорита. Так была создана изумительная компози ция «Кружево соборов». Величественные храмы, маленькие часовни, устремленные к небесам купола и остроконечные шпили звонниц он изображал, руководствуясь единым принципом: «Как мера и красота подскажут». Как бы отталкиваясь один от другого и зримо взаимодействуя между собой, храмы обрели ощутимость стреми тельности движения. Движения не беспо рядочного, а подчиненного единому ритму, что особо подчеркивают зигзагообразное их построение в пространстве, изящество линий, плавность угловых сопряжений. Пластина приковывает взгляд, и вспомина ются когда-то услышанные слова, что ар хитектура — это застывшая музыка. Может быть. Но вы чувствуете внутреннее несог ласие с этим определением. Архитектура, преображенная художником, обрела спо собность движения, даже развития. «Кру жево соборов» удивительно созвучно рус ским народным хороводам, особенно их орнаментальной разновидности, имеющей сложный, подчас причудливый рисунок танца. Каждый собор интересен сам по себе. Можно часами рассматривать, испытывая эстетическое наслаждение, детали компози ции, можно воспринимать композицию це ликом, но нельзя, невозможно оставаться равнодушным. Пластина дает острое ощу щение сопричастности человека к этой непреходящей красоте, ощущение преем ственности во времени — может, и мои предки столетия назад высекали своими топорами эти шедевры, —1 личной ответ ственности за великое национальное досто яние. Я не знаю, какими средствами ху дожник достигает подобной действенности, допускаю, что мое восприятие слишком субъективно, но твердо уверен в одном: это произведение достигло не только ред кой силы эстетического воздействия, но и высокого патриотического звучания. Пластина «Древняя Русь» менее празд нична, выдержана в более густых и темных тонах, в иных ритмах, чем хороводные. По жалуй, здесь ощутимее ритмика устного предания с его бытовой достоверностью и приглушенной веками эмоциональной оценкой событий и людей, причастных к этим событиям. Это выражено в реалисти ческой, тонкой проработке отдельных ар хитектурных деталей, всей одежды имени того боярства, в густой зелени молодой травы-муравы, пространственной и объем ной несоразмерности храмов и человече ских фигур. Отдаленное ощущение празд ничности есть, но оно идет от восхищения мастерством, художественным гением род ного народа, реализованным в возведении храмов, теремов, палат белокаменных, в ткачестве, швейном деле и ювелирном ис кусстве. Но эта праздничность не получает развития потому, что среди великолепия, созданного трудовым народом, нет твор цов этого «чуда», а есть лишь сановито именитые бояре в одеждах с непомерно длинными рукавами, которые были со циальным знаком: подчеркивали гордость их владельцев тем, что они никогда не «опускались» до «удела рабов и холо пов»— трудовой деятельности. Так уви деть древнюю Русь, воспеть ее и одно временно ударить бичом беспощадной правды, заставить зрителя оглянуться, за думаться— мог только очень талантливый художник-патриот. Эта линия продолжена в панно «Собо ры». Более крупная форма требовала иных приемов выразительности. Соборы запол нили всю плоскость без остатка. Не пов торяя друг друга по линейности, по цве ту, по соотношению объемов, они как бы движутся на зрителя из глубины веков, и каждый несет печать своего времени: свет ло-праздничного, по-будничному призем ленного, тревожно-взрывного, осененного миром, наполненного созидательным тру дом, зловеще-кровавого, по-молодому за дорного и старчески согбенного... Все это многообразие русской истории, наполнен ной счастьем и бедами, покоем труда и взрывами войн и восстаний, сумел передать художник. В этом панно с особой силой проявились знание истории, неистощимость фантазии, умение фиксировать в цвете и в форме не только следы веков, но да вать каждому периоду истории народную эмоциональную оценку. Композиция ста ла гимном русскому человеку, его трудо любию, железной воле и художественному гению. В ней зрима историческая преем ственность национальной культуры. Новой страницей в творчестве В. Н. Ла гуны стала во второй половине семидеся тых годов книжная графика. Первой его работой был сборник «Рус ские сказки Сибири» (составитель Т. Г. Леонова), изданный Западно-Сибирским книжньім издательством в 1977 году. Ни в одном книжном магазине сборник не лежал более двух-трех часов. Встреча с этой книжкой дает ощущение светлого праздника. Художник, как бы играя белым, красным, золотистым и зеленым цветами, то просветляя, то сгущая их, оживляя ску пым растительным орнаментом, достигает цветовой и линейной гармонии уже в оформлении обложки. Рассматривая ее как живописную увертюру к сборнику, он стремится выразить с предельным лако низмом главную суть всей книги. Эпиче ская монументальность характерна для об раза русича, песенный лиризм — для об раза пары лебедей. Красный цвет в народном сознании ис- покон века ассоциировался с представле ниями о красоте и добре (красна девица, «красна речь пословицей», «красна изба не углами, а пирогами»). Красная основа ком позиции на обложке в сочетании с фанта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2