Сибирские огни, 1981, № 7
156 М. М Е Л Ь Н И К О В дон, Царевна-Лебедь, город и корабли); нижний мир — мир темных сил, злых ду хов (поверженный коршун, темный провал под его бессильно распластанными крыль ями); верой в неизбежное торжество доб ра и справедливости, даже по-народному четким противопоставлением верха (солн ца) и низа (коршуна), добра и зла. Народное мировоззрение стало миро воззрением художника, народная эстети ка — эстетикой художника, фольклор вошел в его творчество всей своей совокуп ностью. А это уже высшая форма фоль- клоризма искусства. Сказки Пушкина поражали художника своей пленительной простотой, изящест вом выражения при скупости выразитель ных средств. Казалось невозможным даже приблизиться к этой гениальной простоте в поисках живописного выражения пуш кинского стиля. Помогла черная плоскость. Художник задумал создание композиции по той же пушкинской сказке — «Три де вицы под окном». Вологодские кружева дали основу орна ментального обрамления композиции. Бе лый карандаш на черной плоскости вос создает ничем не осложненные фигуры трех сестер, занятых одной работой — прядением, похожих друг на друга, но каж дая со своей характеристикой. Тонкие бе лые линии, пересекаясь, переплетаясь, плавно переходя одна в другую, сливаясь, выпевают единый мотив нескончаемой, многообразной, сложной пряжи жизни, где слиты воедино радость и горе, муд рость и коварство, добро и зло. Художник считал первоначальную рабо ту подготовительным этапом, но получи лось законченное произведение, демонст рирующее богатейшие возможности ри сунка белым карандашом на черной бар хатной плоскости, произведение со своей философской основой, дающее ощущение слияния органичности темы и техники ис полнения, открывающее, на мой взгляд, хорошую перспективу. В. Н. Лагуна, ища адекватные формы ху дожественного воплощения народных представлений, приходит к необычному для себя жанру — натюрморту. На первый взгляд, такой выход кажется нелогичным. Натюрморт — изображение неживой при роды — менее всего, вроде бы, приспо соблен для глубоких мыслей. Но это толь ко на первый взгляд. Ведь «мертвая нату ра» никогда в глазах трудового народа не была мертвой. Не случайно народ на звал землю матерью — «мать сыра-зем- ля», а хлеб для него был отцом, кррмиль- цем — «Хлеб-батюшка, кормилец», «Хлеб- батюшка, водица-матушка». Я привел лишь две пословицы из нескольких десятков, собранных В. И. Далем к слову хлеб, но и они достаточно ясно показывают, каково отношение русских людей вообще к нежи вой природе, так и к части этой приро ды — хлебу. Хлеб определил цветовой настрой и ос новное содержание панно «Русский натюр морт», произведения необычного по фор ме и содержанию. Его обрамляет со всех сторон широкой лентой русский раститель но - животный орнамент, создавая замк нутую плоскость. В центре — большой рушник тончайшего полотна с удивительно тонкой росписью вышивки, кружевной про швой и кружевами на концах. Рушник как бы струится, обтекая начищенную до вос кового благородного цвета большую дере вянную кружку с изящно и строго орна ментированными серебряными ободками и резной ручкой. Рядом — прялка, на кото рой вырезаны две стилизованных челове ческих фигуры и целующиеся, нос к носу, голуби. В свадебном фольклоре, в любов ных и семейных необрядовых песнях го луби символизируют взаимную любовь, семейное согласие, и эта символика по нятна каждому русскому человеку. В. Н. Лагуна, следуя за народными пред ставлениями, окружает прялку «красотой»: ниже прялки — резной, расписанный в древнерусском стиле, с преобладанием золотистого, вишневого и красного цветов, большой деревянный ковш, рядом — лож ка-черпак, более темного цвета, с красивыми узорами опояска. Все -это выдержа но в светлых, радостных тонах и восприни мается как гимн труду, красоте, как тор жество разума, света. Это восприятие уси ливается многократно тем, что в нижнем левом углу композиции на вышитом и кру жевном конце рушника лежит золотисто солнечный, с румяным «зажаристым» боч ком каравай хлеба домашней выпечки, а еще ниже — два ощутимо весомы^ пше ничных колоса. Мастерская композиция позволила художнику определить роль хлеба, строго в соответствии с народными представлениями, как первооснову жизни, а значит, и мастерства, искусства, любви. Все предметы — полотенце, кружка, прял ка. ковш, орнаментальная отделка предме тов и всего панно — прекрасные сами по себе, светятся и обретают дополнительные краски в отраженном свете хлеба. И в этом виден философский взгляд на жизнь русского трудового крестьянства, удачно выраженный в стихотворении нашего зем ляка Владимира Балачана «Хлеб — всему голова!». ' «Русский натюрморт», безусловно, ори гинальное произведение В. Н. Лагуны, наи лучшим образом характеризует черты его таланта и неповторимость индивидуального стиля художника. Пожалуй, особо следует поговорить о ритмическом строе произведений В. Н. Лагуны. В древнерусской книжной миниа тюре, в иконописи одним из важных рит мообразующих элементов была архитекту ра — палаты, дворцы, отдельные архитек турные детали. Архитектурные произведения давно во шли в живописные композиции В. Н. Ла гуны, но только в семидесятых годах об рели, кроме традиционной — декоратив но-изобразительной, весомую идейную нагрузку. Его, например, привлекала уди вительная способность старых зодчих стро ить «как мера и красота подскажут». По жалуй, завершенное воплощение нацио нальная форма получила в деревянном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2