Сибирские огни, 1981, № 7

156 М. М Е Л Ь Н И К О В дон, Царевна-Лебедь, город и корабли); нижний мир — мир темных сил, злых ду­ хов (поверженный коршун, темный провал под его бессильно распластанными крыль­ ями); верой в неизбежное торжество доб­ ра и справедливости, даже по-народному четким противопоставлением верха (солн­ ца) и низа (коршуна), добра и зла. Народное мировоззрение стало миро­ воззрением художника, народная эстети­ ка — эстетикой художника, фольклор вошел в его творчество всей своей совокуп­ ностью. А это уже высшая форма фоль- клоризма искусства. Сказки Пушкина поражали художника своей пленительной простотой, изящест­ вом выражения при скупости выразитель­ ных средств. Казалось невозможным даже приблизиться к этой гениальной простоте в поисках живописного выражения пуш­ кинского стиля. Помогла черная плоскость. Художник задумал создание композиции по той же пушкинской сказке — «Три де­ вицы под окном». Вологодские кружева дали основу орна­ ментального обрамления композиции. Бе­ лый карандаш на черной плоскости вос­ создает ничем не осложненные фигуры трех сестер, занятых одной работой — прядением, похожих друг на друга, но каж­ дая со своей характеристикой. Тонкие бе­ лые линии, пересекаясь, переплетаясь, плавно переходя одна в другую, сливаясь, выпевают единый мотив нескончаемой, многообразной, сложной пряжи жизни, где слиты воедино радость и горе, муд­ рость и коварство, добро и зло. Художник считал первоначальную рабо­ ту подготовительным этапом, но получи­ лось законченное произведение, демонст­ рирующее богатейшие возможности ри­ сунка белым карандашом на черной бар­ хатной плоскости, произведение со своей философской основой, дающее ощущение слияния органичности темы и техники ис­ полнения, открывающее, на мой взгляд, хорошую перспективу. В. Н. Лагуна, ища адекватные формы ху­ дожественного воплощения народных представлений, приходит к необычному для себя жанру — натюрморту. На первый взгляд, такой выход кажется нелогичным. Натюрморт — изображение неживой при­ роды — менее всего, вроде бы, приспо­ соблен для глубоких мыслей. Но это толь­ ко на первый взгляд. Ведь «мертвая нату­ ра» никогда в глазах трудового народа не была мертвой. Не случайно народ на­ звал землю матерью — «мать сыра-зем- ля», а хлеб для него был отцом, кррмиль- цем — «Хлеб-батюшка, кормилец», «Хлеб- батюшка, водица-матушка». Я привел лишь две пословицы из нескольких десятков, собранных В. И. Далем к слову хлеб, но и они достаточно ясно показывают, каково отношение русских людей вообще к нежи­ вой природе, так и к части этой приро­ ды — хлебу. Хлеб определил цветовой настрой и ос­ новное содержание панно «Русский натюр­ морт», произведения необычного по фор­ ме и содержанию. Его обрамляет со всех сторон широкой лентой русский раститель­ но - животный орнамент, создавая замк­ нутую плоскость. В центре — большой рушник тончайшего полотна с удивительно тонкой росписью вышивки, кружевной про­ швой и кружевами на концах. Рушник как бы струится, обтекая начищенную до вос­ кового благородного цвета большую дере­ вянную кружку с изящно и строго орна­ ментированными серебряными ободками и резной ручкой. Рядом — прялка, на кото­ рой вырезаны две стилизованных челове­ ческих фигуры и целующиеся, нос к носу, голуби. В свадебном фольклоре, в любов­ ных и семейных необрядовых песнях го­ луби символизируют взаимную любовь, семейное согласие, и эта символика по­ нятна каждому русскому человеку. В. Н. Лагуна, следуя за народными пред­ ставлениями, окружает прялку «красотой»: ниже прялки — резной, расписанный в древнерусском стиле, с преобладанием золотистого, вишневого и красного цветов, большой деревянный ковш, рядом — лож­ ка-черпак, более темного цвета, с красивыми узорами опояска. Все -это выдержа­ но в светлых, радостных тонах и восприни­ мается как гимн труду, красоте, как тор­ жество разума, света. Это восприятие уси­ ливается многократно тем, что в нижнем левом углу композиции на вышитом и кру­ жевном конце рушника лежит золотисто­ солнечный, с румяным «зажаристым» боч­ ком каравай хлеба домашней выпечки, а еще ниже — два ощутимо весомы^ пше­ ничных колоса. Мастерская композиция позволила художнику определить роль хлеба, строго в соответствии с народными представлениями, как первооснову жизни, а значит, и мастерства, искусства, любви. Все предметы — полотенце, кружка, прял­ ка. ковш, орнаментальная отделка предме­ тов и всего панно — прекрасные сами по себе, светятся и обретают дополнительные краски в отраженном свете хлеба. И в этом виден философский взгляд на жизнь русского трудового крестьянства, удачно выраженный в стихотворении нашего зем­ ляка Владимира Балачана «Хлеб — всему голова!». ' «Русский натюрморт», безусловно, ори­ гинальное произведение В. Н. Лагуны, наи­ лучшим образом характеризует черты его таланта и неповторимость индивидуального стиля художника. Пожалуй, особо следует поговорить о ритмическом строе произведений В. Н. Лагуны. В древнерусской книжной миниа­ тюре, в иконописи одним из важных рит­ мообразующих элементов была архитекту­ ра — палаты, дворцы, отдельные архитек­ турные детали. Архитектурные произведения давно во­ шли в живописные композиции В. Н. Ла­ гуны, но только в семидесятых годах об­ рели, кроме традиционной — декоратив­ но-изобразительной, весомую идейную нагрузку. Его, например, привлекала уди­ вительная способность старых зодчих стро­ ить «как мера и красота подскажут». По­ жалуй, завершенное воплощение нацио­ нальная форма получила в деревянном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2