Сибирские огни, 1981, № 7
Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 155 смерти — лежит у ног Черномора, рас пластав обессиленные крылья Он даже чем-то напоминает низвергнутый с рейх стага герб «третьего рейха». Весьма традиционно, на первый взгляд, изображение первого чуда. В правом нижнем углу, в золотом теремке-часовен ке — белка с золотой шишкой, а над ней поднимается ввысь фантастическое, стру ящееся дерево-ель, дерево-волна, с такими же золотыми шишками. Но между дере вом и вздувшейся от ветра накидкой ца ревны растет, ширится, светит золотом куполов, колоколен, башен, арок, подни маясь, уходя во вселенную, празднично красочный город. Город волшебный и — свой, русский. Восходящий поток теремов, церквей и башен за спиной Царевны-Ле беди и нисходящий поток богатырей как бы смыкают в песенном ритме хоровод ный круг, в центре которого — Царевна- Лебедь. И этот образ зримо обретает зна чение символа Родины, Руси. Три чуда — произведение редкой худо жественной силы. Оно традиционно по своей тематике, но в высшей степени но ваторские по идейно - художественному наполнению. Все предшествующие ему сотни произведений не поднимались в раскрытии темы до свойственных данной работе философских высот, до зримой связи с историческим прошлым нашего народа и современностью. Композиция В. Н. Лагуны «Пушки с при стани палят» создана по «Сказке о царе Салтане». Мотив встречи Гвидоном и Ца- ревной-Лебедью кораблей Салтана давно привлекал внимание художников. Но, как правило, в композициях одних возникало полное чудес экзотическое царство; дру гих — захватывало изображение создан ных гением Пушкина героев; для треть их — изображение праздничного шествия царя и царской свиты к сказочному горо ду давало редкую возможность виртуозно использовать все волшебные средства па лехского стиля для воссоздания велико лепия, сказочной красоты. В композиции «Пушки с пристани палят» он пошел своим путем. И если традицион- на Царевна-Лебедь и в ее фигуре сохра няется что-то иконописное, то князь Гви- дон — уже разудалый добрый молодец из русского фольклора. Это выражено в его взгляде, повороте головы, подчеркнуто постановкой ног, распахнутыми полами кафтана, небрежным жестом — как на щегольскую тросточку, оперся он на бое вой лук, поразивший коршуна. Здесь ху дожник следует за народными представ лениями. Царский сын, как положитель ный герой народных сказок, ничем не отличается от сына крестьянского, купе ческого, вдовьего. Он так же смотрит на жизнь, работает, терпит беды, бьется с врагами. Крестьянин-труженик не мог себе представить положительного героя, будь то царь, царевич, король, королевич, вне трудовой или иной общественно полезной деятельности. Отсюда сближение, вплот» до полного отождествления положитель ных героев, представляющих разные со циальные слои общества. По этому пути и пошел В. Н. Лагуна в изображении свое го Гвидона. Каждый, кто любит и знает русские сказ ки, наверное, обратил внимание, что, куда бы ни занесла судьба сказочного героя, даже в фантастическое тридевятое царст во, тридесятое государство, оно ничем не отличается от царства русского. В городе Гвидона и Царевны-Лебеди мы видим ти пичные многокупольные и однокупольные храмы, деревянные сторожевые и вечевые башни, красочные терема и деревенские рубленые избы. Здесь все волшебно-фан тастическое и одновременно исконно рус ское. В композициии нет царя Салтана и его свиты. Только пушки с крепостных ба шен залпом приветствуют его, да летят под солнцем с наполненными тугим ветром парусами два сокола-корабля. Носовая часть каждого из них — это голова и гри вастая шея коня, корпус корабля — корпус сокола-птицы с плотно прилегающими перьями. Фантастика? Да. Но идет она от русского народного представления о ко рабле, о его красоте и стремительности движения. В былине о Соловье Будимиро- виче, например, пелось: У того было у сокола у клрабля Вместо очей было вставлено По дорогу камню по яхонту; Вместо бровей б ы л о прибивано По черному соболю якутскому. И якутскому ведь сибирскому; Вместо уса было воткнуто Два острыя ножика булатныя; Вместо ушей было воткнуто Два востра копья мурзамецкия, И два горносталя повешены. И два горносталя, два зимния. У тово было сокола у кйрабля Вместо гривы прибивано ве лисицы бурнастыя; место хвоста .повешено На том было соколе-карабле Два медведя белыя заморския. Нос, корма — по-туриному, Вока взведены по-звериному. Художник не следует прямо за былин ным текстом, но воссоздает два сокола- корабля в соответствии с народными пред ставлениями. То, что нос корабля венчает не турья голова, а готова коня — не ху дожественная вольность. На Руси сущест вовал культ коня. Конь воспет в сотнях песен, особенно свадебных, он был сим волом любовного стремления, служил и магическим целям. В ряде мест череп (го лову) коня закладывали в основание избы, фигура коня (или две головы) венчали крышу избы и т. д. И до сих пор верхняя часть крыши называется коньком.. «Кони» ставились и в носовой части кораблей. Иными словами, художник брал из фоль клора не отдельные детали, а стремился к художественному воплощению народных эстетических представлений и постижению народного мировоззрения. Это подтверж дается и стилизованно народным (смотри те резные и разрисованные прялки и дру гие предметы) изображением солнца, и выражением в композиционном построе нии древнейшего представления народов о трех мирах: верхний мир — мир богов (солнце); средний мир — мир людей (Гви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2