Сибирские огни, 1981, № 7
154 М. М ЕЛ ЬН И К О В Их повесил в хате новой Дед-солдат давным-давно: На стене простой, сосновой Так и светится пятно. Кажется, нет и не может быть силы, способной вернуть жизнь часам. Но Тер кин — ...куда-то шильцем сунул. Что-то высмотрел в пыли. Внутрь куда-то дунул, плюнул — Что ты думаешь — пошлиі Мы не видим процессов труда, все со вершается по какому-то волшебству. Но самое фантастическое, пожалуй, состоит в том, что читатель совсем не замечает этого волшебства. Ои даже не удивляется, когда в главе «Смерть и воин» над ране ным советским солдатом склоняется сама «Костлявая» (Косая): Снег под ним, набрякши кровью. Взялся грудой ледяной. Смерть склонилась к изголовью: — Ну, солдат, пойдем со мной. Крупный фольклорист и литературовед П. С. Выходцев писал, что иллюзия реаль ности создается не только за счет кон текста, но и реалистически точной детали, дающей историческую маркировку. В стро фе о пиле — это слово «инструмент» с характерным в устах крестьян тридцатых годов ударением, в строфе с часами фра за: «Осмотрев часы детально». В одном случае слово, в другом — фраза характеризуют социальное прошлое, образовательный уровень героя и время, сформировавшее его. В композиции Лагуны этнографически точная деталь, фантастические события сказочного сюжета четко проецируют в Древнюю Русь с ее мифологическими представлениями, с ее примитивным и красочным бытом. То исконно националь ное, русское, что создается в эпическом произведении языковым колоритом, на родным взглядом на героев и события, художником достигается своими, неповто римыми в другом виде искусства средст вами. Не менее продуктивными оказались ра боты, отправными источниками которых были произведения литературы с фольк лорной основой. «Сказка о царе Салтане» Пушкина стала основой сотен пластин и лаковых миниа тюр, созданных художниками Палеха, дала мотивы, образы, идеи и для десятков ра бот В. Н. Лагуны («Слуги белку стерегут», «Царевна-Лебедь», «Князь Гвидон», «Пуш ки с пристани палят», «Царевна-Лебедь и князь Гвидон», «Белка песенки поет», «Го лубая сказка», «Три девицы под окном», триптих по мотивам сказки и др.). Но В. Н. Лагуна не считает тему исчер панной, выраженной вполне, и снова воз вращается к ней. Более двух лет в работе находилось панно «Три чуда». Эта компо зиция еще в процессе работы привлекала внимание любителей искусства своей фи лософской глубиной и необычной манерой исполнения. Об этом панно следует ска зать особо. Черно-лаковую шлифованную поверхность папье-маше открыл для па лешан И. И. Голиков. С его первой миниа тюры, собственно, и начинается всемирно прославленное искусство Палеха. Всякий раз, когда палешане создавали крупные пластины, панно, обращались к настенной живописи вообще, они уходили от черной поверхности, искали иные изобразительные средства. Крупноформатная черная поверх ность никого не привлекала, не соотноси лась в сознании художников с настенной живописью. Так поступал и В. Н. Лагуна. Но в семидесятых годах он открыл ранее неизвестные возможности черной плоско сти. Основой стала древесно-прессованная плита, покрытием — черная темпера. Чер ная матовая плоскость и предельно скром ная палитра — белый цвет, серебро, золо то — в руках художника обрели потряса ющую выразительность. Белая полупрозрачная фигура Царевны- Лебеди в центре композиции олицетворя ет беспредельную доброту, чистоту, свет лый разум и почти болезненную незащи щенность. Это подчеркнуто кротостью взгляда, условно - иконописным поворо том головы, неестественным положением косы и рук, изгибом стана. Царевна-Ле бедь — в движении, ветер вздул легкую, прозрачную, с тончайшим орнаментом, на кидку; в стремительных завихрениях рас сеянно-белых потоков вспыхивают крупные золотые звезды, пролетая мимо Царевны, излучающей серебряный свет. Ярче звезд горят золотые шлемы бога тырей в левой части композиции. Они воз никают в пучинах разбушевавшейся чер но-белой стихии. Чем ближе богатыри, тем скромнее золотое свечение шлемов, они постепенно обретают серовато-белый от тенок стали. Так же постепенно прорисо вываются лица богатырей, их фигуры, во инские доспехи, знамена, хоругви, трубы. Это не «причесанный» строй сказочных богатырей, знакомый нам по многим ком позициям, картинам, иллюстрациям, а свя занная единством целей и убеждений во инская сила великой Руси в стремительном марше. Лики богатырей изображены бегло, ус ловно. Их мир с удивительным мастерст вом передан в величественной и грозной фигуре Черномора. Это типичный прием древнерусского искусства. Эпическая лич ность становится средоточием и выраже нием духовных сил и деяний большого коллектива, нередко всего народа. Доста точно сослаться на «Слово о полку Игоре- ве», где верность долгу, воинская доб лесть княжеских дружин и всех русских воинов воплощены в образе Буй Тура Все волода. Русская сущность воинской силы выра жена тем, что в верхней части панно го рят золотым огнем не только шлемы вои нов, но и осененные полукружием светлой радуги золотые купола русских храмов. Как лавина с гор, устремилась, обтекая Царевну-Лебедь, ограждая ее от темных враждебных сил, богатырская сила, и хищ ный коршун — символ зла, коварства,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2