Сибирские огни, 1981, № 7
Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 153 лора, его идеализированный герой. Добро и красота неразрывны в народном созна нии, и Емеля Лагуны н£ только добр, мудр, лукав, но и красив. Красота тоже да ется в соответствии с народными эстетиче скими представлениями: не только через облик героя, но и через внешнюю атрибу тику. , Русые пышные волосы, добротный полу шубок с меховой опушкой и орнаменталь ными поясками на рукавах, богато расши тая по воротнику, манишке и подолу длин нейшая рубаха, ^ірко вышитые валенки (чёсанки),— предел мечты почти каждого сибиряка в начале нынешнего века,— рас писанное в традиционном растительном стиле коромысло, богато орнаментирован ные обручи деревянных бадеек, опояска узорчатого («браного») тканья, размале ванное чело русской печи, брошенные на лед рукавицы — все это не только красиво, но и красиво по-русски, в соответствии с народными представлениями о красоте. Русский колорит подчеркивается и толщи ной льда, и белым праздником снежной зи мы, русскими, в снежных шапках, избами на заднем плане, русскими, одетыми снегом, деревьями, вместо характерных для Пале ха экзотических деревьев. И все это не ста тично, а в стремительном и строго упоря доченном движении, которое передано следами на снегу, трепещущей на ветру занавеской в печном углу, развевающи мися за санями вожжами. Нет усложнен ного типичными для Палеха клеймами раз вития сюжета, ярусности и плоскостного построения. Намечена перспектива, выдер жана пространственно-пропорциональная соразмерность предметов, их естественно бытовая, а не условно-цветовая окраска. Чтобы четко обозначить социальную Принадлежность Емели, он отмечает полу шубок героя большой пришитой, очевидно, неумелой мужской рукой, крупными стеж ками, заплатой на рукаве, показывает на печи и примыкающей к ней «полице» всю нехитрую крестьянскую кухонную утварь: чугунок, горшок, крынку, две миски, дере вянный половник и грубо вытесанную ло пату для выемки хлеба из печи. Особого внимания заслуживает получив шее воплощение в этой композиции стрем ление художника к этнографически точно му воспроизведению старорусского быта, реалистического пейзажа. Это панно— яркое свидетельство выра ботки художником собственного живопис ного стиля, в котором не использованы, а органически слиты приемы палехской и станковой реалистической живописи. Такое направление было намечено в творчестве некоторых наиболее одаренных художников Палеха. А. Навозов отмечал «интересную особенность» работ А. В. Ко- тухина — «умение подать пейзаж в том цвете, какой он в жизни, хотя стиль па лехский, форма может быть чудесно-неес тественной». Еще дальше пошел И. М. Ба канов, «создавший нечто невиданное для Палеха — реалистический пейзаж, исполь зуя для этого возможности искусства древ ней живописи». Это направление получило дальнейшее развитие во многих работах Лагуны уже второго периода творчества и, наконец, в полную силу, к тому же с явно сибирским колоритом, проявилось в композиции «По щучьему велению». Но если законы художественного по строения требовали иных форм, не согла сующихся с законом строгого следования «за натурой», художник смело переступал их. Чтобы уравновесить цветовые пятна композиции, в левой части которой нахо дится ярко разрисованная русская печь, на заснеженных ветках деревьев правой час ти художник располагает две стайки непропорционально больших, ярко раскра шенных птиц, лишь отдаленно напоминаю щих снегирей. Эти птицы, как бы выбиваю щиеся из общего стиля, оживляют холодный зимний пейзаж, помогают созданию ощу щения праздничности, торжества добрых начал, красоты. Один из талантливейших корифеев па лехского искусства Николай Михайлович Зиновьев говорил: «Мы все подаем не так, как оно есть в натуре, а как выгоднее при менить искусство красоты». И таких отступ лений от натуры, соответствующих законам красоты, немало в композиции Лагуны. Но мы их не замечаем. Не замечаем пото му, что они как бы сплавились с реалиями быта, выписанными строго достоверно! Здесь очевидно влияние одного из его учителей— Н. М. Зиновьева, который умел и любил изображать предметы быта в древнерусском стиле. Это сочетание этнографической досто верности, реалистического пейзажа и фан тастического мира в его стилизованных па лехских формах стало стилеобразующим компонентом в творчестве В. Н. Лагуны. Волшебно-фантастическое и реально-быто вое так тесно проникли одно в другое, сплавились, что раздели их — погибнет це лостность художественного восприятия. Нечто родственное мы наблюдаем в эпи ческой поэзии Александра Твардовского. В книге «Василий Теркин» есть глава — «Два бойца», где дается реалистическое отражение жизни: В поле вьюга-завируха, В трех верстах гудит война. На печи в избе старуха. Дед-хозяин у окна. Рвутся мины. Здесь каждая деталь реалистически точ- 1на, отмечена печатью времени. Мы не за мечаем даже, как в этот реальный мир не заметно входит и свободно живет в нем вышедший из русской сказки солдат, уме лец на все руки, у которого все делается, как по щучьему велению: Посмотреть — и то отрадно: Завалящая пила Так-то ладно, так-то складно У него в руках пошла. Обернулась — и готово. — Ну-ко. дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой. Зря инструмент не кори. Вместе с поэтом мы видим часы, у ко торых «паутинами пружины пауки обво локли». I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2