Сибирские огни, 1981, № 7
152 М. МЕЛЬНИКОВ зять озорные ритмы народного празд ника. Более традиционно исполнен триптих по мотивам сказки Пушкина о царе Салтане, но и он был свидетельством филигранного мастерства художника и его эстетической плененности Палехом. четвертое направление в творчестве В. Н. Лагуны составили работы собственно прикладного назначения. Художник при нимал, казалось бы, самые случайные за казы, далекие от искусства. И выполнение каждого из них становилось для него ак том напряженного творчества, десятки эс кизов, расчетов, образцов орнамента предлагал себе художник и отвергал их. Нередко выполнение такого заказа требо вало научных поисков, изучения искусство ведческой и этнографической литературы. Так, например, при создании памятного адреса Сибирского отделения Академии наук СССР Якутскому филиалу он изучал и копировал образцы якутского орнамента, орнаментов других коренных народов Сибири. Этот памятный адрес, выполнен ный в технике чеканки со вставкой полу драгоценных камней и серебрением тек ста, является новой страницей в его твор честве прикладной направленности, рабо той этапного характера (по времени она относится уже к третьему периоду). Следует также отметить книгу «Почет ные граждане г Новосибирска», памятные адреса бывшему президенту Франции ге нералу де Голлю, белорусским деятелям искусства, г. Омску в ознаменование 250- летия и ряд других. Нередко, душевно щедрый человек и художник, В. Н. Лагуна, стремясь доставить радость кому-либо из близких ему людей (например, к юбилей ной дате, дню рождения), пишет памятный адрес, приветствие и так увлекается рос писью, отделкой, что создает маленькие шедевры прикладного искусства. Многие из таких произведений бережно хранятся в личных коллекциях его друзей. Семидесятые годы — третий период в творчестве В. Н, Лагуны. Его можно смело назвать периодом торжества таланта. Торжество таланта Чем старше становится мастер, тем глубже его проникновение в фольклор, тем шире социальные и эстетические ассоциации, многообразнее приемы вопло щения идеи в композиции, колорите, ли нейном строе его работ. На смену заимст вованию фольклорных образов, сюжетов, и мотивов приходит внутреннее постиже ние фольклора; раскрытие национального своеобразия эстетики, народного мировоз зрения. Освоение фольклора В. Н. Лагуной в се мидесятых годах характеризуется постиже нием сложности фольклорной простоты. Это не всегда удается, но в лучших своих произведениях он поднимается до уровня народности. На мой взгляд, вполне достой ны такой высокой оценки его композиции «По щучьему велению» и «Курочка ряба». Поражают редкий лаконизм живописного языка и совершенно удивительное компо зиционное мастерство, способность к ши рокому обобщению, к художественной ти пизации. Художник пытался этого достиг нуть еще в шестидесятых годах. Казалось, в верно избранном направлении шел он, создавая панно «Иван-царевич сторожит жар-птицу», но не с?лог подняться выше лубочной трактовки образа и мотива. В композиции «Курочка ряба» всего две фигуры — старика и старухи. Художник взял мотив известной русской народной сказки лишь как отправную точку. В трак товке образов старика и старухи он идет значительно дальше, к типизации. Благо родный, умный, добрый старик — это уже герой многих сказок, обобщенный образ русского человека. Для русских сатириче ских сказок характерен образ жадной, глупой, сварливой, вздорной женщины. Этот образ — выражение взгляда на женщину в определенный период Пашей истории. Художник воспринимает его как народную эстетическую модель, но не мо жет принять как явление абсолютно досто верное, бесспорное. Сохраняя фольклор ное противопоставление образов старика и старухи, он наделяет последнюю и неко торыми положительными качествами и тем «доводит» (поднимает) до социально и сю- жетно обусловленного художественного типа. Художник умело использует возмож ности сопоставления холодных и теплых тонов для характеристики образов. Расчет ливая старуха одета в платье холодного серо-голубого цвета. А розовая рубаха и светлое лицо старика, кажется, вобрали в себя все тепло заходящего солнца. Сказка о Емеле давно привлекала вни мание В. Н. Лагуны, особенно мотивом самодвижения различных предметов, что давало возможность дать динамичные, вихревые композиции. Силу и красоту этого движения видели и древние сказочники. И даже, чтобы подчерк нуть его необычность и неудержи мость, не останавливались перед тем, что «позволяли» саням с дровами или движу щейся печи давить «толпу», множество лю дей. Возможность пластического воплоще ния этого движения захватила художника. Возникает одно, другое, третье произведе ние на эту тему. Их хвалят, а художник не чувствует себя удовлетворенным. Дина мизм, богатая роспись делают каждое из этих произведений заметным явлением декоративно-прикладного искусства, а художник создает четвертую, пятую, шес тую композицию. Эта, шестая, композиция и может считаться этапным произведени ем, завершающим многолетний поиск ис тинно русского начала в сказке и живопис ного воплощения ее идеи. В центре композиции — фигура Емели. Он припал на одно колено перед про рубью и держит пойманную щуку. Скорее даже не держит, а ласково придерживает одной рукой и, склонив голову, вниматель но слушает ее речи. Емеля — типичный об раз доброго молодца из русского фольк-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2