Сибирские огни, 1981, № 7
Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 151 Третье направление в творчестве В. Н. Лагуны составила разработка сюжетов художественной литературы. По -мнению искусствоведа В. Котова, ис кусство Палеха немыслимо без книги. Он считает, что сюжеты в нем возникают как своего рода иллюстрации к какому-либо литературному тексту. Надо сказать, что многие палешане создавали произведения, отразившие непосредственные жизненные наблюдения, а иногда писались с натуры. Таковы композиции «Палех» Ивана Бакано ва, «Жнитво» Ивана Макаричева, «Парти заны» Ивана Голикова, его же многочис ленные «охоты», «гулянки», «битвы», «По жар в дореволюционной деревне» Ивана Зубкова, «Раскрепощение женщины» Арис тарха Дыдыкина, «Увидели аэроплан» Ф е дора Каурцева, «На страже СССР» Павла Баженова и многие другие. Но В. Котов безусловно прав, что навыки «иллюстри рования», а точнее, воплощения в живопи си самых сложных сюжетов и даже от влеченных философских идей, палешане выработали еще в период писания икон. Каждая икона по сущеітву была иллюстра цией к текстам из Библии или Житий свя тых, что поэтому, «обратившись к новым источникам — к былине, сказке, воинской песне, к литературным произведениям всех времен и народов, художники Палеха легко и умело находили для воплощения идеи самую лаконичную композицию». К этому во второй период творчества це леустремленно идет и В. Н. Лагуна. Еще в период ученичества он обращался к твор честву С. Т. Аксакова («Аленький цвето чек») и П. П. Бажова («Каменный цветок»). Во второй период творчества сказы Бажо ва, сказки-поэмы Пушкина и сказка Ершо ва «Конек-Горбунок» дают абсолютное большинство сюжетов, образов и мотивов для его произведений. «Олень — Золотые рога» (два варианта), «Серебряное копыт це» (четыре варианта, а точнее, четыре вполне самостоятельных разработки одно го мотива) по произведениям П. П. Бажова. От «Сказки о царе Салтане» идут панно «Слуги белку стерегут», «Царевна-Лебедь», «Князь Гвидон», «Белка песенки поет», «Лебедь и Гвидон» и другие; создается шесть вариантов композиции «Золотой пе тушок»... И все-таки эти крупные панно, по ражавшие зрителей красочностьѴо, компо зиционным совершенством, тонким чув ством цвета, оставались иллюстративными, не поднимались до уровня собственного видения жизни. В эти же 60-е годы В. Н. Лагуна приходит к триптиху. Триптихам-панно предшеству ют во времени триптихо-миниатюры, заду манные вначале как эскизы к большим ра ботам, но переросшие в произведения вполне самостоятельные. Больше того, по своим художественным достоинствам они стоят значительно выше триптихов-панно по тем же сюжетам. Триптихи-миниатюры В Лагуны отличны от черно-лаковой па лехской миниатюры. Художника привлека ет белая или предельно высветленная плоскость, что неизбежно требует иного цветового решения всей композиции. Триптих по мотивам сказки П. П. Ер шова «Конек-Горбунок» отличают ред кий динамизм, ■четкость социально-пси хологических .характеристик, стремление дать главный образ в развитии Если в ле вой части мы видим стремительного юно шу, почти с детской непосредственностью взирающего на чудеса мира (что подчер кивает и полуоткрытый в удивлении рот), то в средней — это человек, много пере живший и узнавший, чувствующий свое превосходство над царем и его придвор ными. В правой части триптиха царевна приглашает его в шатер, к брачному пи ру, и герой, избавившись от «царских нарядов», предстает, как и в начале повест вования (левая часть), в скромной кресть янской одежде. Но он не утратил обретен ного достоинства и мудрого взгляда на жизнь. Интересен и образ царевны. Если в средней части перед нами «красная деви ца» (что подчеркнуто ее красным сарафа ном, прозрачным кружевным покрывалом) в момент первого любовного порыва, то в правой части образ получает зримую со циальную характеристику: властность в осанке, в жесте, богатая одежда. Для центральной части триптиха — купа ние героя в кипящем котле — характерны социально-психологические характеристи ки многочисленных свидетелей чуда: страх монаха-ключника перед колдовскими си лами, узнавание «своей судьбы» царев ной, зависть царя, гнев большого боярина, восторг простого люда. Здесь художник идет к выражению основной идеи явно от станковой живописи. Цветовая гамма отличается сдержан ностью, естественностью. Но при этом да ется такое обилие тонов и оттенков, что многофигурная композиция напоминает искусно подобранный букет неярких, но удивительных по своей красоте полевых цветов, брошенных на изумрудный ковер травы-муравы. Художник тонко пользуется символикой цвета. Цельность натуры и чистота помыслов главного героя подчерк нуть! светлым с зеленоватым отливом цве том кафтана; восторженность юности — розовато-белым цветом его рубахи; непо рочность царевны — прозрачностью кру жевной накидки; безнравственность зло козненного боярина — черным цветом его одежды, а лицо его, красное от близости огня под кипящим котлом,— общеизвест ными атрибутами ада, символизирует пред определенность его судьбы. Близкая к ре алистическому искусству подача первого плана уравновешивается условно-декора тивной проработкой второго плана и бо ковых пластин триптиха. Там мы видим несоразмерно малые шатры и терема, фан тастические цветы и*деревья. Но это ска зочное царство, как и у Ершова, несет зри мые черты русской культуры — рубленые фонари церквей, рельефной резьбы дере вянные столбы царского крыльца, резные ставни. В этой композиции художнику удалось сохранить истинно народное видение жиз ни, ощущение движения, развития, выра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2