Сибирские огни, 1981, № 7

150 М. М ЕЛ ЬН И К О В де творчества это направление ярко пред­ ставлено композициями «Сибирская кад­ риль», «Хоровод свадебных троек», «Ста­ рый базар с каруселью» и некоторыми другими. Панно «Хоровод свадебных тро­ ек» и «Заре навстречу» достигают высоко­ го совершенства и становятся этапными в творчестве художника. Основой этих панно стало дерево. Дос­ ка — излюбленный материал древнерус­ ских иконописцев, ими же выработаны приемы построения малофигурных и мно­ гофигурных композиций, изображения человека, коня, развитые впоследствии па­ лешанами. Разработку этих приемов живо­ писцами древней Руси нельзя рассматри­ вать как вопрос живописной техники. От­ бор образов для изображения,. характер их живописного воплощения обусловлен многими факторами и в первую оче­ редь — мировоззрением. Рассмотрим лишь один из аспектов дан­ ной проблемы, тесно связанный с твор­ чеством В. Н. Лагуны. Редко кто из палехских художников не писал тройку. Гений великого Гоголя под­ нял ее до символа Родины, России. Он блестяще сформулировал то, что вызрева­ ло в народном сознании. Художественный символ был сразу же воспринят народом и нашел блестящее выражение в многочис­ ленных произведениях носителей кресть­ янской русской эстетики — художников Па­ леха. Казалось, уже невозможно найти новую трактовку данного мотива, добавить что-то оригинальное к сказанному предшествен­ никами. Но В. Н. Лагуна не мог уйти от это­ го мотива, от этой бесконечно дорогой русскому человеку темы. Долгие годы вынашивал он замысел композиции. Трой­ ка врывается в новые и новые эскизы, а эскизы исчезают в корзинах. Нелегким оказался и поиск материала. Тройка проч­ но вошла в лаковую миниатюру палешан, а художник тяготел к крупным формам, доступным обзору широкого круга людей, еще не приобщенных к искусству. Компо­ зиция должна «бросаться в глаза», будить эстетические чувства. В. Н. Лагуна остано­ вился на дереве для создания композиции «Хоровод свадебных троек». * Свойствами материала во многом пред­ определяется выбор изобразительных средств. В первом варианте художник вы­ брал выжигание. Чистая фактура ничем не ограниченной деревянной плоскости как бы развертывает до бесконечности просто­ ры родной земли перед стремительно мчащимися тройками. Уже в самой разомкнутости художественного простран­ ства заключена мысль о бескрайнем раз­ махе народной силы, воплотившейся в его обычаях и обрядах. Русская суть этой силы подчеркнута богатством орнаментального украшения одежды «молодых» (жениха и невесты), кошевок, сбруи. Но самое уди­ вительное, пожалуй, заключается в том, что в «хороводе» — две тройки. Всего две. Однако ни на минуту не исчезает ощуще­ ние, что перед нами именно хоровод, по сути своей предполагающий множествен­ ность. Переданы вихревое движение, стре­ мительный и радостный полет в желанное будущее, атмосфера светлого удальства и одновременно целомудренной празднич­ ности. Трудно определить, какими сред­ ствами, но художнику удалось выразить психологические, правовые, эстетические основы русской свадьбы. Панно получает единодушно одобри­ тельную оценку зрителей, коллег, искус­ ствоведов, но художник не чувствует пол­ ного удовлетворения. Он создает второй, третий «хоровод свадебных троек». Это не копии и даже не варианты первой компо­ зиции, а произведения со своими непов­ торимыми выразительными и изобрази­ тельными средствами. В последней композиции, правда, уже в третий период своего творчества, он под­ нимается до живописного выражения сва­ дебной символики. Целомудрие невесты подчеркивается тем, что ее символами ста­ новятся белая лебедь, белая березка, яб­ лонька и грушица, белые, в цвету. Их, в об­ щем, не может быть в зимнем хороводе свадебных троек, но именно белый цвет приковывает внимание, определяет фон и основу цветовой гаммы: белые кони, бе­ лые одежды невест. Художественными символами жениха являются сокол, орел, молодой дубок, подчеркивающие силу, на­ дежность, смелость. Даже след от полозьев свадебных троек, смыкаясь, образует коль­ цо, символизирующее счастливый -брак, крепость семейных уз. «Хоровод свадебных троек» — свиде­ тельство удивительного композиционного мастерства, яркого таланта В. Н. Лагуны. Линейная композиция настолько совер­ шенна, все фигуры, мелкие детали на­ столько соразмерны, что создается впе­ чатление легкой песенности и величавой монументальности одновременно — пол­ ное соответствие народному взгляду на свадебный обряд и раскрытие его эстети­ ческой сути— полной гармонии. Произве­ дение достигло высокой «учительной» функции, завидной миссии подлинного ис­ кусства. В панно В. Н. Лагуны «Заре навстречу» по «волшебству» художника непропорци­ онально маленькая окружность под копы­ тами коней краснозвездных воинов прев­ ращается в шар земной, а сами конники з]Ьимо олицетворяют всю трудовую и ре­ волюционную Россию. Они вполне реаль­ ны и одновременно — предельно обоб­ щенные типы рабочих, крестьян, солдат, малых народов Сибири. Восходящее солн­ це окрашивает алым цветом планету, по­ лыхает политая кровью земля, реет прон­ зительно Красное знамя над конниками, и нет силы, способной остановить стреми­ тельное движение самой истории. Композиция несет заряд редкой эмоци­ ональной силы, имеет, оставаясь высоко­ художественным произведением декора­ тивного искусства, «звонкую», почти плакатной прямоты, публицистичную на­ правленность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2