Сибирские огни, 1981, № 7
150 М. М ЕЛ ЬН И К О В де творчества это направление ярко пред ставлено композициями «Сибирская кад риль», «Хоровод свадебных троек», «Ста рый базар с каруселью» и некоторыми другими. Панно «Хоровод свадебных тро ек» и «Заре навстречу» достигают высоко го совершенства и становятся этапными в творчестве художника. Основой этих панно стало дерево. Дос ка — излюбленный материал древнерус ских иконописцев, ими же выработаны приемы построения малофигурных и мно гофигурных композиций, изображения человека, коня, развитые впоследствии па лешанами. Разработку этих приемов живо писцами древней Руси нельзя рассматри вать как вопрос живописной техники. От бор образов для изображения,. характер их живописного воплощения обусловлен многими факторами и в первую оче редь — мировоззрением. Рассмотрим лишь один из аспектов дан ной проблемы, тесно связанный с твор чеством В. Н. Лагуны. Редко кто из палехских художников не писал тройку. Гений великого Гоголя под нял ее до символа Родины, России. Он блестяще сформулировал то, что вызрева ло в народном сознании. Художественный символ был сразу же воспринят народом и нашел блестящее выражение в многочис ленных произведениях носителей кресть янской русской эстетики — художников Па леха. Казалось, уже невозможно найти новую трактовку данного мотива, добавить что-то оригинальное к сказанному предшествен никами. Но В. Н. Лагуна не мог уйти от это го мотива, от этой бесконечно дорогой русскому человеку темы. Долгие годы вынашивал он замысел композиции. Трой ка врывается в новые и новые эскизы, а эскизы исчезают в корзинах. Нелегким оказался и поиск материала. Тройка проч но вошла в лаковую миниатюру палешан, а художник тяготел к крупным формам, доступным обзору широкого круга людей, еще не приобщенных к искусству. Компо зиция должна «бросаться в глаза», будить эстетические чувства. В. Н. Лагуна остано вился на дереве для создания композиции «Хоровод свадебных троек». * Свойствами материала во многом пред определяется выбор изобразительных средств. В первом варианте художник вы брал выжигание. Чистая фактура ничем не ограниченной деревянной плоскости как бы развертывает до бесконечности просто ры родной земли перед стремительно мчащимися тройками. Уже в самой разомкнутости художественного простран ства заключена мысль о бескрайнем раз махе народной силы, воплотившейся в его обычаях и обрядах. Русская суть этой силы подчеркнута богатством орнаментального украшения одежды «молодых» (жениха и невесты), кошевок, сбруи. Но самое уди вительное, пожалуй, заключается в том, что в «хороводе» — две тройки. Всего две. Однако ни на минуту не исчезает ощуще ние, что перед нами именно хоровод, по сути своей предполагающий множествен ность. Переданы вихревое движение, стре мительный и радостный полет в желанное будущее, атмосфера светлого удальства и одновременно целомудренной празднич ности. Трудно определить, какими сред ствами, но художнику удалось выразить психологические, правовые, эстетические основы русской свадьбы. Панно получает единодушно одобри тельную оценку зрителей, коллег, искус ствоведов, но художник не чувствует пол ного удовлетворения. Он создает второй, третий «хоровод свадебных троек». Это не копии и даже не варианты первой компо зиции, а произведения со своими непов торимыми выразительными и изобрази тельными средствами. В последней композиции, правда, уже в третий период своего творчества, он под нимается до живописного выражения сва дебной символики. Целомудрие невесты подчеркивается тем, что ее символами ста новятся белая лебедь, белая березка, яб лонька и грушица, белые, в цвету. Их, в об щем, не может быть в зимнем хороводе свадебных троек, но именно белый цвет приковывает внимание, определяет фон и основу цветовой гаммы: белые кони, бе лые одежды невест. Художественными символами жениха являются сокол, орел, молодой дубок, подчеркивающие силу, на дежность, смелость. Даже след от полозьев свадебных троек, смыкаясь, образует коль цо, символизирующее счастливый -брак, крепость семейных уз. «Хоровод свадебных троек» — свиде тельство удивительного композиционного мастерства, яркого таланта В. Н. Лагуны. Линейная композиция настолько совер шенна, все фигуры, мелкие детали на столько соразмерны, что создается впе чатление легкой песенности и величавой монументальности одновременно — пол ное соответствие народному взгляду на свадебный обряд и раскрытие его эстети ческой сути— полной гармонии. Произве дение достигло высокой «учительной» функции, завидной миссии подлинного ис кусства. В панно В. Н. Лагуны «Заре навстречу» по «волшебству» художника непропорци онально маленькая окружность под копы тами коней краснозвездных воинов прев ращается в шар земной, а сами конники з]Ьимо олицетворяют всю трудовую и ре волюционную Россию. Они вполне реаль ны и одновременно — предельно обоб щенные типы рабочих, крестьян, солдат, малых народов Сибири. Восходящее солн це окрашивает алым цветом планету, по лыхает политая кровью земля, реет прон зительно Красное знамя над конниками, и нет силы, способной остановить стреми тельное движение самой истории. Композиция несет заряд редкой эмоци ональной силы, имеет, оставаясь высоко художественным произведением декора тивного искусства, «звонкую», почти плакатной прямоты, публицистичную на правленность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2