Сибирские огни, 1981, № 7

Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 1 4 9 ращается к дереву, металлу, пробует че­ канку, гравировку, резьбу, выпиливание. Резьбой по гипсу он, например, создает многофигурную композицию «Хоккей». Для нее характерны круговое («вихревое») композиционное построение, использован­ ное еще И. И. Голиковым в его работах «Охота на оленей» и «Охота», сложнейшая линейно-ритмическая организация рисунка и пластическое воплощение силы, стреми­ тельности. Выбор темы не случаен. Худож­ ник любит спорт, несколько лет был капи­ таном сильной волейбольной команды и в свои пятьдесят лет продолжает играть точ­ но и виртуозно. Видимо, этим во многом определяется его любовь к изображению атлетических фигур, к показу физического совершенства людей. И все-таки эта пластина не приковывает внимания, не заставляет думать, сопережи­ вать. Очевидно, не совсем согласованы материал (гипс) и манера, способ его про­ работки, явно недостает цветовой конт­ растности, создающей незабываемый эф­ фект при сходном построении в работах И. И. Голикова. Поиски формы, материала, методики ра­ боты занимали художника многие годы. Большеформатные панно и крупные плас­ тины становятся излюбленными формами произведений. Когда говорят о Палехе, то, как правило, имеют в виду лаковые миниатюры (шка­ тулки, чернильные приборы, коробки, со­ лонки и пр.). Но художники Палеха внесли свою лепту в оформление театральных постановок,, интерьеров общественных зда­ ний, в иллюстрирование книг. Эти направ­ ления палехского искусства оказались ме­ нее изученными. Некоторые искусствоведы считали их неперспективными, расценивали как отход от палехского стиля. А между тем при росписи стен художники-палешане нередко, идя от древних традиций, в пер­ вую очередь древнерусской фрески, соз­ дают высокохудожественные произведе­ ния. Да и кому, как не им, наследникам иконописцев, надлежало дать новое на­ правление традициям? Древняя фреска была действенным средством эмоциональ­ ного воздействия на человека, на его эсте­ тические и религиозные чувства, способ­ ствовала их формированию в строго определенном направлении. Религиозное направление закономерно ушло из совет­ ского искусства. Но вместе с этим направ­ лением ушла и фреска с ее ощущением праздничности бытия, сопричастности че­ ловека к красоте. Интерьеры наших обще­ ственных зданий долгие годы служили сугубо утилитарным целям. Мало что изме­ нилось, когда на смену утилитарной призем- ленности пришла показная монументаль­ ность, помпезность. Особенно пагубными эти направления оказались в детских уч­ реждениях. Ребенок — свой человек в ми­ ре чудесного. Он хочет видеть чудо повсю­ ду, он жаждет чуда, а ему долгие годы предлагали, вместо чуда, стандартизирован­ ную, лишенную образности и гармонии идею, которая не могла пробудить в детях тягу к добру, радости, красоте, и зачастую достигали результатов, противоположных целевым установкам. Художники-палешане вернули интерьерам детских учреждений многоцветие мира, красоту, праздничность, чудо. И. И. Голи­ ков создает ряд монументальных панно. Государственный музей палехского искус­ ства украшает величественная композиция И. П. Вакурова «Буревестник». Первый председатель палехской артели живопис­ цев, народный художник РСФСР А. В. Ко- тухин выезжал с бригадой палешан в Ле­ нинград, Саратов, Ярославль для росписи интерьеров дворцов, театров. Занималось этим большинство старейших художников. Больше того, многие палешане работали по преимуществу в крупных формах. Напри­ мер, Н. А. Правдину, длительное время за­ нимавшемуся настенной живописью, труд­ но давался переход к миниатюре. Да и позднее не угасало стремление палешан к настенным (монументальным) композици­ ям. Достаточно сослаться на колоссальные по масштабности работы по оформлению гостиницы «Россия». Видимо, речь может идти не о верности миниатюре, а о верности палехскому жи­ вописному стилю. В. Н. Лагуна, в отличие от многих мас­ теров старшего поколения, не от настен­ ной живописи шел к миниатюре, а от ми­ ниатюры к крупным формам. Он охотно пишет для детских учреждений пластины, панно. Укрупнение — далеко не техниче­ ский вопрос, не увеличенная копия миниа­ тюры. Требуются иные формы воплощения художественного замысла. И художник упорно ищет их, вырабатывая собственный стиль. Излюбленной формой становится панно, арсеналом образов и сюжетов — сказка. Он создает композиции «Мороз Моро- зыч», «По щучьему велению», «Морозко (Настенька)», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Сказочный сад с жар-птицей», «Иван ка­ раулит жар-птицу» и многие другие. Неко­ торые темы буквально не отпускают художника — «По щучьему велению», «Мо­ розко»,— тут создается по пять-шесть ва­ риантов композиции. Увлеченный цвето­ ритмической организацией, он прибегает к предельно стилизованному изображению полюбившихся образов, к фантастическому орнаменту — возникают произведения, о которых нельзя писать, которые надо смотреть так, как слушают музыку: «Золо­ тое цветение», «Голубое цветение», «Цве­ ты и птицы», «Жар-птица», «Голубые пти­ цы» и др. Многоцветие русской природы, фантастическая красота русских сказок как бы собраны и сплавлены на этих панно по законам гармонии. Разработка Сказочных мотивов, образов составила целое темати­ ческое направление в творчестве худож­ ника. Вторую тематическую группу составили произведения общефольклорной направ­ ленности, в которых нет прямой связи с отдельными произведениями и даже жан­ рами фольклора, но которые глубоко фольклорны по своей внутренней сути и художественной форме. Во втором перио-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2