Сибирские огни, 1981, № 7
Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 1 4 9 ращается к дереву, металлу, пробует че канку, гравировку, резьбу, выпиливание. Резьбой по гипсу он, например, создает многофигурную композицию «Хоккей». Для нее характерны круговое («вихревое») композиционное построение, использован ное еще И. И. Голиковым в его работах «Охота на оленей» и «Охота», сложнейшая линейно-ритмическая организация рисунка и пластическое воплощение силы, стреми тельности. Выбор темы не случаен. Худож ник любит спорт, несколько лет был капи таном сильной волейбольной команды и в свои пятьдесят лет продолжает играть точ но и виртуозно. Видимо, этим во многом определяется его любовь к изображению атлетических фигур, к показу физического совершенства людей. И все-таки эта пластина не приковывает внимания, не заставляет думать, сопережи вать. Очевидно, не совсем согласованы материал (гипс) и манера, способ его про работки, явно недостает цветовой конт растности, создающей незабываемый эф фект при сходном построении в работах И. И. Голикова. Поиски формы, материала, методики ра боты занимали художника многие годы. Большеформатные панно и крупные плас тины становятся излюбленными формами произведений. Когда говорят о Палехе, то, как правило, имеют в виду лаковые миниатюры (шка тулки, чернильные приборы, коробки, со лонки и пр.). Но художники Палеха внесли свою лепту в оформление театральных постановок,, интерьеров общественных зда ний, в иллюстрирование книг. Эти направ ления палехского искусства оказались ме нее изученными. Некоторые искусствоведы считали их неперспективными, расценивали как отход от палехского стиля. А между тем при росписи стен художники-палешане нередко, идя от древних традиций, в пер вую очередь древнерусской фрески, соз дают высокохудожественные произведе ния. Да и кому, как не им, наследникам иконописцев, надлежало дать новое на правление традициям? Древняя фреска была действенным средством эмоциональ ного воздействия на человека, на его эсте тические и религиозные чувства, способ ствовала их формированию в строго определенном направлении. Религиозное направление закономерно ушло из совет ского искусства. Но вместе с этим направ лением ушла и фреска с ее ощущением праздничности бытия, сопричастности че ловека к красоте. Интерьеры наших обще ственных зданий долгие годы служили сугубо утилитарным целям. Мало что изме нилось, когда на смену утилитарной призем- ленности пришла показная монументаль ность, помпезность. Особенно пагубными эти направления оказались в детских уч реждениях. Ребенок — свой человек в ми ре чудесного. Он хочет видеть чудо повсю ду, он жаждет чуда, а ему долгие годы предлагали, вместо чуда, стандартизирован ную, лишенную образности и гармонии идею, которая не могла пробудить в детях тягу к добру, радости, красоте, и зачастую достигали результатов, противоположных целевым установкам. Художники-палешане вернули интерьерам детских учреждений многоцветие мира, красоту, праздничность, чудо. И. И. Голи ков создает ряд монументальных панно. Государственный музей палехского искус ства украшает величественная композиция И. П. Вакурова «Буревестник». Первый председатель палехской артели живопис цев, народный художник РСФСР А. В. Ко- тухин выезжал с бригадой палешан в Ле нинград, Саратов, Ярославль для росписи интерьеров дворцов, театров. Занималось этим большинство старейших художников. Больше того, многие палешане работали по преимуществу в крупных формах. Напри мер, Н. А. Правдину, длительное время за нимавшемуся настенной живописью, труд но давался переход к миниатюре. Да и позднее не угасало стремление палешан к настенным (монументальным) композици ям. Достаточно сослаться на колоссальные по масштабности работы по оформлению гостиницы «Россия». Видимо, речь может идти не о верности миниатюре, а о верности палехскому жи вописному стилю. В. Н. Лагуна, в отличие от многих мас теров старшего поколения, не от настен ной живописи шел к миниатюре, а от ми ниатюры к крупным формам. Он охотно пишет для детских учреждений пластины, панно. Укрупнение — далеко не техниче ский вопрос, не увеличенная копия миниа тюры. Требуются иные формы воплощения художественного замысла. И художник упорно ищет их, вырабатывая собственный стиль. Излюбленной формой становится панно, арсеналом образов и сюжетов — сказка. Он создает композиции «Мороз Моро- зыч», «По щучьему велению», «Морозко (Настенька)», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Сказочный сад с жар-птицей», «Иван ка раулит жар-птицу» и многие другие. Неко торые темы буквально не отпускают художника — «По щучьему велению», «Мо розко»,— тут создается по пять-шесть ва риантов композиции. Увлеченный цвето ритмической организацией, он прибегает к предельно стилизованному изображению полюбившихся образов, к фантастическому орнаменту — возникают произведения, о которых нельзя писать, которые надо смотреть так, как слушают музыку: «Золо тое цветение», «Голубое цветение», «Цве ты и птицы», «Жар-птица», «Голубые пти цы» и др. Многоцветие русской природы, фантастическая красота русских сказок как бы собраны и сплавлены на этих панно по законам гармонии. Разработка Сказочных мотивов, образов составила целое темати ческое направление в творчестве худож ника. Вторую тематическую группу составили произведения общефольклорной направ ленности, в которых нет прямой связи с отдельными произведениями и даже жан рами фольклора, но которые глубоко фольклорны по своей внутренней сути и художественной форме. Во втором перио-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2