Сибирские огни, 1981, № 7
148 М. М Е Л Ь Н И К О В стало четкое выражение в цвете, пластике, в композиционном построении глубокого психологического конфликта. Конфликтность создается за счет сдвига фигуры централь ной героини вправо и темно-синего тона ее платья, резко контрастирующего со свет ло-розовыми одеждами Данилы-мастера и Катерины. Если Данила и его невеста на писаны единой плавной линией с мягкой светотенью, то изломанность линий и диспропорциональность фигуры отрица тельной героини указывают на ее враждеб ность светлому миру добра и гармонии. И окруженность Данилы голубым ореолом воспринимается как его плененность красо той ложных идеалов, а стоящая перед ним чаша-цветок — как символ прекрасной, но не согретой любовью и жизнью мечты. Ху дожник разрабатывает народные традиции, но не следует им слепо. Добро и зло в фольклоре резко противостоят одно дру гому, добро — прекрасно, зло — уродли во, безобразно, конфликтность предельно обнажена. И у Виктора Лагуны не стерты границы между злом и добром, но зло внешне не безобразно, оно ослепляет своей внешней красотой, одновременно неодушевленной, холодной, отчужденной. Это произведение завершает первый пе риод в творчестве В. Н. Лагуны, который без оговорок можно назвать палехским, но одновременно и началом поиска соб ственного пути в искусстве. Становление Второй период в творчестве В. Н. Лагу ны полон противоречий, творческих иска ний, болезненной неудовлетворенности .своим творчеством, изумительных нахо док, редких удач и нередких срывов и по истине огромной общественной работы. Он охватывает длительный период — шес тидесятые годы. Талантливый художник, активный борец за коммунистическую идейность искусства обретает уважение и доверие, широкую известность. Его изби рают председателем правления Новоси бирского отделения Союза художников РСФСР, заместителем председателя реви зионной комиссии Союза художников РСФСР, членом правления Союза художни ков СССР, депутатом Новосибирского об ластного и городского Советов депутатов трудящихся, членом горкома КПСС, секре тарем парторганизации. Виктор Николаевич работает с полной самоотдачей: опекает молодых художников, борется за развитие выставочного дела, заботится о коммунис тическом воспитании творческой интелли генции, часто ездит по Сибири. Он знаток оперного искусства и по-юно шески самозабвенно увлекается балетом. Осознавая единую эстетическую основу различных видов искусства, он твердо уве рен, что только истинно национальное ис кусство может внести весомый вклад в мировую сокровищницу культуры, что оно может и должно стать почвой и арсена лом художественных средств для искус ства коммунистического будущего. Отсюда идет непримиримость художника к различ ным модным течениям и увлечениям типа сверхреализма (современная интерпрета ция натурализма), неореализма, сюрреа лизма, конструктивизма и пр., этим опре деляется направленность его работы с художниками. Новосибирская организация Союза художников РСФСР постепенно об ретает свой голос, творчество многих ее членов приобретает всероссийскую, все союзную и международную известность. За успешную работу в Союзе художников В, Н. Лагуна награжден орденом Трудово го Красного Знамени, медалью «За доб лестный труд», грамотами, дипломами. Этот же, до предела заполненный слож ной и важной работой, период в жизни В. Н. Лагуны стал и периодом неустанных поисков. > Он создает десятки красочных панно по мотивам сказок; их охотно приобретают детские сады, школы, совхозы и другие организации, но в них еще не реализованы плодотворные посылки, заложенные в «Каменном цветке», они не выходят за рамки декоративно-прикладной функции. Именно это дает основание некоторым искусствоведам говорить о «легком пути» художника, об «увеличенных формах», уби вающих палехский стиль, и даже об утрате мастерства. И утраты действительно были. Удачно начатая композицией «Расцветай, Сибирь!», сибирская линия не получила нужного развития. Из работ, посвященных этой теме, пожалуй, можно отметить толь ко две — панно «Ермаковы лебеди» (по мотивам сказа П. П. Бажова) и «Сибирская кадриль». Первое привлекает редким лако низмом выражения идеи, смелым исполь зованием средневековой символики воин ских атрибутов, мастерским изображением мрачной водной стихии, символизирующей «пучину жизни»; во втором сделана инте ресная, хотя, на мой взгляд, и не совсем удачная попытка дать обобщенный образ сибиряка. Сибиряки В. Н. Лагуны — это одухотворенные, мужественные и почти по- детски открытые, увлеченные музыкально танцевальной стихией люди, раскрывающи еся в искусстве, а не в сфере материально го производства. Такая трактовка сибирской темы имеет право на существование, тем более в декоративном искусстве, но про изведение это, слишком условно-идилли ческое, лишено • подлинного сибирского колорита. Художнику явно недоставало знания этнографической литературы, ант ропологических особенностей сибиряков, их специфической культуры. Этими композициями, конечно, не ис черпывается сибирская тема в творчестве Лагуны. Он создает небезынтересные про изведения— «Пробуждение Алтая», «Мо лодость Сибири» и др., но ни одно из них не достигло поставленной цели — показать влияние исторической миссии Сибири, рас крыть своеобразие «сибирского харакг тера». В шестидесятых годах Лагуна, очевидно, окончательно уходит от излюбленной пале шанами черно-лаковой миниатюры. Он об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2