Сибирские огни, 1981, № 7

148 М. М Е Л Ь Н И К О В стало четкое выражение в цвете, пластике, в композиционном построении глубокого психологического конфликта. Конфликтность создается за счет сдвига фигуры централь­ ной героини вправо и темно-синего тона ее платья, резко контрастирующего со свет­ ло-розовыми одеждами Данилы-мастера и Катерины. Если Данила и его невеста на­ писаны единой плавной линией с мягкой светотенью, то изломанность линий и диспропорциональность фигуры отрица­ тельной героини указывают на ее враждеб­ ность светлому миру добра и гармонии. И окруженность Данилы голубым ореолом воспринимается как его плененность красо­ той ложных идеалов, а стоящая перед ним чаша-цветок — как символ прекрасной, но не согретой любовью и жизнью мечты. Ху­ дожник разрабатывает народные традиции, но не следует им слепо. Добро и зло в фольклоре резко противостоят одно дру­ гому, добро — прекрасно, зло — уродли­ во, безобразно, конфликтность предельно обнажена. И у Виктора Лагуны не стерты границы между злом и добром, но зло внешне не безобразно, оно ослепляет своей внешней красотой, одновременно неодушевленной, холодной, отчужденной. Это произведение завершает первый пе­ риод в творчестве В. Н. Лагуны, который без оговорок можно назвать палехским, но одновременно и началом поиска соб­ ственного пути в искусстве. Становление Второй период в творчестве В. Н. Лагу­ ны полон противоречий, творческих иска­ ний, болезненной неудовлетворенности .своим творчеством, изумительных нахо­ док, редких удач и нередких срывов и по­ истине огромной общественной работы. Он охватывает длительный период — шес­ тидесятые годы. Талантливый художник, активный борец за коммунистическую идейность искусства обретает уважение и доверие, широкую известность. Его изби­ рают председателем правления Новоси­ бирского отделения Союза художников РСФСР, заместителем председателя реви­ зионной комиссии Союза художников РСФСР, членом правления Союза художни­ ков СССР, депутатом Новосибирского об­ ластного и городского Советов депутатов трудящихся, членом горкома КПСС, секре­ тарем парторганизации. Виктор Николаевич работает с полной самоотдачей: опекает молодых художников, борется за развитие выставочного дела, заботится о коммунис­ тическом воспитании творческой интелли­ генции, часто ездит по Сибири. Он знаток оперного искусства и по-юно­ шески самозабвенно увлекается балетом. Осознавая единую эстетическую основу различных видов искусства, он твердо уве­ рен, что только истинно национальное ис­ кусство может внести весомый вклад в мировую сокровищницу культуры, что оно может и должно стать почвой и арсена­ лом художественных средств для искус­ ства коммунистического будущего. Отсюда идет непримиримость художника к различ­ ным модным течениям и увлечениям типа сверхреализма (современная интерпрета­ ция натурализма), неореализма, сюрреа­ лизма, конструктивизма и пр., этим опре­ деляется направленность его работы с художниками. Новосибирская организация Союза художников РСФСР постепенно об­ ретает свой голос, творчество многих ее членов приобретает всероссийскую, все­ союзную и международную известность. За успешную работу в Союзе художников В, Н. Лагуна награжден орденом Трудово­ го Красного Знамени, медалью «За доб­ лестный труд», грамотами, дипломами. Этот же, до предела заполненный слож­ ной и важной работой, период в жизни В. Н. Лагуны стал и периодом неустанных поисков. > Он создает десятки красочных панно по мотивам сказок; их охотно приобретают детские сады, школы, совхозы и другие организации, но в них еще не реализованы плодотворные посылки, заложенные в «Каменном цветке», они не выходят за рамки декоративно-прикладной функции. Именно это дает основание некоторым искусствоведам говорить о «легком пути» художника, об «увеличенных формах», уби­ вающих палехский стиль, и даже об утрате мастерства. И утраты действительно были. Удачно начатая композицией «Расцветай, Сибирь!», сибирская линия не получила нужного развития. Из работ, посвященных этой теме, пожалуй, можно отметить толь­ ко две — панно «Ермаковы лебеди» (по мотивам сказа П. П. Бажова) и «Сибирская кадриль». Первое привлекает редким лако­ низмом выражения идеи, смелым исполь­ зованием средневековой символики воин­ ских атрибутов, мастерским изображением мрачной водной стихии, символизирующей «пучину жизни»; во втором сделана инте­ ресная, хотя, на мой взгляд, и не совсем удачная попытка дать обобщенный образ сибиряка. Сибиряки В. Н. Лагуны — это одухотворенные, мужественные и почти по- детски открытые, увлеченные музыкально­ танцевальной стихией люди, раскрывающи­ еся в искусстве, а не в сфере материально­ го производства. Такая трактовка сибирской темы имеет право на существование, тем более в декоративном искусстве, но про­ изведение это, слишком условно-идилли­ ческое, лишено • подлинного сибирского колорита. Художнику явно недоставало знания этнографической литературы, ант­ ропологических особенностей сибиряков, их специфической культуры. Этими композициями, конечно, не ис­ черпывается сибирская тема в творчестве Лагуны. Он создает небезынтересные про­ изведения— «Пробуждение Алтая», «Мо­ лодость Сибири» и др., но ни одно из них не достигло поставленной цели — показать влияние исторической миссии Сибири, рас­ крыть своеобразие «сибирского харакг тера». В шестидесятых годах Лагуна, очевидно, окончательно уходит от излюбленной пале­ шанами черно-лаковой миниатюры. Он об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2