Сибирские огни, 1981, № 7
Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 147 символично. Обескровленная войной стра на делала все возможное, чтобы не лишить детей радости, приобщить их к красоте. Бесспорно, что работа в кружке дала под ростку Лагуне ощущение кровной связи с родным народом, общественной необхо димости своей работы. Позже будущий ху дожник, продолжая учебу, работал чер тежником. И, может быть, от этого опыта идет чистота и точность линий его ри сунка, способность памятный адрес, гра моту, книгу Почета сделать подлинными произведениями искусства, с математиче ски выверенной гармонией линий. Кроме этого, юноша много и упорно работал са мостоятельно, постигал искусство живопи си, чтобы, наконец, самому себе опреде лить право на поездку в Палех. В Палехском государственном имени М. Горького художественном училище — большой конкурс. Но сибиряк блестяще выдержал экзамен и стал учеником про славленных художников: заслуженного де ятеля искусств РСФСР Д. Н. Буторина, на родных художников РСФСР И. П. Вакуро ва, Н. И. Зиновьева, то есть тех людей, с именами которых тесно-связано становле ние советского Палеха, его живописной школы, выработка художественного стиля, ныне хорошо известного всему цивилизо ванному миру. Чайницы, бисерницы, пудреницы, шка тулки — студенческие работы Виктора Лагуны — давали основание мастерам счи тать его даровитым художником. Востор женные отзывы в прессе вызвала его дип ломная работа — шкатулка, на которой был изображен концерт китайских артистов на целине: «От этого точного, прямо ювелир ного рисунка веет праздничностью, радо стным восприятием жизни». Не вина ки тайских трудящихся, а беда, что Мао и его наследники отступили от высоких комму нистических идеалов и встали на путь пре дательства. Миниатюра Виктора Лагуны — отражение определенного периода в ис тории советско - китайских отношений, она воплощение нашей веры в то, что ки тайский народ найдет в себе силы вер нуть свою страну в лагерь социализма. Блестяще окончив училище, Виктор Лагу на еще более четырех лет работает в Па лехе, совершенствуя свое мастерство под руководством корифеев палехского искус ства. Ряд его студенческих работ и первых после окончания училища был рекомендо ван художественным советом на респуб ликанские и международные выставки. Они экспонировались в Хельсинки, Карачи, Брюсселе, Лейпциге, Загребе, на многих отечественных выставках (республиканская выставка декоративно - прикладного ис кусства 1956— 1957 годов, выставка произ ведений художников РСФСР, выставка «40 лет советской Армении» и др.). Виктор Ни колаевич становится членом Союза худож ников СССР. Овладев тайнами палехского живопис ного стиля, «святая святых» этого волшеб ного искусства, Виктор Лагуна оставался сибиряком, и возвращение художника в Сибирь было вполне закономерным. Пер 10 * вая, по достоинству оценившая талант и возможности молодого художника, жур налистка и искусствовед О. Александрова писала: «Он мечтает, чтобы палехское ис кусство прижилось в нашем городе, но не просто прижилось, а вобрало в себя си бирскую специфику, сибирский колорит, стало чем-то новым и в то же время не растеряло свою прелесть и красоту... Дет ские игрушки, коробки конфет, пианино, календари, посуда — все, что выпускают в Сибири, должно, по мнению Лагуны, но сить свою, только им одним присущую эмблему...» Художник постоянно ищет формы воп лощения своих замыслов, стремится нала дить деловые контакты с заводом «Пласт масс», с фабрикой художественной галан тереи и другими предприятиями. Следы этой работы и сейчас видны в его мастер ской. Это эскизы, черновые наброски, че канка по металлу, резьба по дереву, мно гочисленные поделки из металла и полудрагоценных камней... Но нет на при лавках наших магазинов неповторимых си бирских сувениров, трудно встретить под линно сибирский колорит в оформлении общественных, детских учреждений наше го города. Видимо, художник несколько опередил время: в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов наша жизнь лишь обретала силу после тяжелых потря сений войны и еще не достигла в то вре мя своих праздничных форм. Молодой художник хорошо понимал, что без выхода на индустриальное производ ство он не сможет, как мастер декоратив но - прикладного искусства, реализовать свои возможности. Оставаться верным па лехской черно-лаковой миниатюре — зна чит идти проторенной большими мастера ми дорогой, а хотелось найти свое место в искусстве, выработать свой стиль. Это был период разочарований, тяжелых раз думий, что, пожалуй, помимо воли худож ника отразилось в его композиции «Ка менный цветок» (лак, темпера, золото, 47X25 см). Яркие локальные цвета, плавный рису нок, удлиненные фигуры, вертикальное по строение идет от древнерусских иконо писных традиций. Традиционно - народно противопоставление добра и зла. Внеш не — это гимн творческому созидательно му труду (фигура Данилы-мастера, высе кающего каменный цветок, чудесная шка тулка, совершенство архитектурных форм подземного дворца), нетленной красоте (фигура хозяйки Медной горы, филигран ная роспись предметов быта, волшебный ор намент), чистой и преданной любви (фигура Катерины, цвето - ритмическая органи зация в изображении природы). В соответ ствии с логикой жизни сполохами домен ных печей в левом углу пластины, симво лизирующими рождение новой эры, вошла в композицию несказочная сказка — со временность. Во всем этом не было ухода от Палеха. Да художник и не стремился к этому. Но было уже в этом произведении и свое, не повторимое, выстраданное. Этим своим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2