Сибирские огни, 1981, № 7

Д О Б РЫ Й ВО ЛШ Е БН И К 147 символично. Обескровленная войной стра­ на делала все возможное, чтобы не лишить детей радости, приобщить их к красоте. Бесспорно, что работа в кружке дала под­ ростку Лагуне ощущение кровной связи с родным народом, общественной необхо­ димости своей работы. Позже будущий ху­ дожник, продолжая учебу, работал чер­ тежником. И, может быть, от этого опыта идет чистота и точность линий его ри­ сунка, способность памятный адрес, гра­ моту, книгу Почета сделать подлинными произведениями искусства, с математиче­ ски выверенной гармонией линий. Кроме этого, юноша много и упорно работал са­ мостоятельно, постигал искусство живопи­ си, чтобы, наконец, самому себе опреде­ лить право на поездку в Палех. В Палехском государственном имени М. Горького художественном училище — большой конкурс. Но сибиряк блестяще выдержал экзамен и стал учеником про­ славленных художников: заслуженного де­ ятеля искусств РСФСР Д. Н. Буторина, на­ родных художников РСФСР И. П. Вакуро­ ва, Н. И. Зиновьева, то есть тех людей, с именами которых тесно-связано становле­ ние советского Палеха, его живописной школы, выработка художественного стиля, ныне хорошо известного всему цивилизо­ ванному миру. Чайницы, бисерницы, пудреницы, шка­ тулки — студенческие работы Виктора Лагуны — давали основание мастерам счи­ тать его даровитым художником. Востор­ женные отзывы в прессе вызвала его дип­ ломная работа — шкатулка, на которой был изображен концерт китайских артистов на целине: «От этого точного, прямо ювелир­ ного рисунка веет праздничностью, радо­ стным восприятием жизни». Не вина ки­ тайских трудящихся, а беда, что Мао и его наследники отступили от высоких комму­ нистических идеалов и встали на путь пре­ дательства. Миниатюра Виктора Лагуны — отражение определенного периода в ис­ тории советско - китайских отношений, она воплощение нашей веры в то, что ки­ тайский народ найдет в себе силы вер­ нуть свою страну в лагерь социализма. Блестяще окончив училище, Виктор Лагу­ на еще более четырех лет работает в Па­ лехе, совершенствуя свое мастерство под руководством корифеев палехского искус­ ства. Ряд его студенческих работ и первых после окончания училища был рекомендо­ ван художественным советом на респуб­ ликанские и международные выставки. Они экспонировались в Хельсинки, Карачи, Брюсселе, Лейпциге, Загребе, на многих отечественных выставках (республиканская выставка декоративно - прикладного ис­ кусства 1956— 1957 годов, выставка произ­ ведений художников РСФСР, выставка «40 лет советской Армении» и др.). Виктор Ни­ колаевич становится членом Союза худож­ ников СССР. Овладев тайнами палехского живопис­ ного стиля, «святая святых» этого волшеб­ ного искусства, Виктор Лагуна оставался сибиряком, и возвращение художника в Сибирь было вполне закономерным. Пер­ 10 * вая, по достоинству оценившая талант и возможности молодого художника, жур­ налистка и искусствовед О. Александрова писала: «Он мечтает, чтобы палехское ис­ кусство прижилось в нашем городе, но не просто прижилось, а вобрало в себя си­ бирскую специфику, сибирский колорит, стало чем-то новым и в то же время не растеряло свою прелесть и красоту... Дет­ ские игрушки, коробки конфет, пианино, календари, посуда — все, что выпускают в Сибири, должно, по мнению Лагуны, но­ сить свою, только им одним присущую эмблему...» Художник постоянно ищет формы воп­ лощения своих замыслов, стремится нала­ дить деловые контакты с заводом «Пласт­ масс», с фабрикой художественной галан­ тереи и другими предприятиями. Следы этой работы и сейчас видны в его мастер­ ской. Это эскизы, черновые наброски, че­ канка по металлу, резьба по дереву, мно­ гочисленные поделки из металла и полудрагоценных камней... Но нет на при­ лавках наших магазинов неповторимых си­ бирских сувениров, трудно встретить под­ линно сибирский колорит в оформлении общественных, детских учреждений наше­ го города. Видимо, художник несколько опередил время: в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов наша жизнь лишь обретала силу после тяжелых потря­ сений войны и еще не достигла в то вре­ мя своих праздничных форм. Молодой художник хорошо понимал, что без выхода на индустриальное производ­ ство он не сможет, как мастер декоратив­ но - прикладного искусства, реализовать свои возможности. Оставаться верным па­ лехской черно-лаковой миниатюре — зна­ чит идти проторенной большими мастера­ ми дорогой, а хотелось найти свое место в искусстве, выработать свой стиль. Это был период разочарований, тяжелых раз­ думий, что, пожалуй, помимо воли худож­ ника отразилось в его композиции «Ка­ менный цветок» (лак, темпера, золото, 47X25 см). Яркие локальные цвета, плавный рису­ нок, удлиненные фигуры, вертикальное по­ строение идет от древнерусских иконо­ писных традиций. Традиционно - народно противопоставление добра и зла. Внеш­ не — это гимн творческому созидательно­ му труду (фигура Данилы-мастера, высе­ кающего каменный цветок, чудесная шка­ тулка, совершенство архитектурных форм подземного дворца), нетленной красоте (фигура хозяйки Медной горы, филигран­ ная роспись предметов быта, волшебный ор­ намент), чистой и преданной любви (фигура Катерины, цвето - ритмическая органи­ зация в изображении природы). В соответ­ ствии с логикой жизни сполохами домен­ ных печей в левом углу пластины, симво­ лизирующими рождение новой эры, вошла в композицию несказочная сказка — со­ временность. Во всем этом не было ухода от Палеха. Да художник и не стремился к этому. Но было уже в этом произведении и свое, не­ повторимое, выстраданное. Этим своим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2