Сибирские огни, 1981, № 7
ИСКУССТВО М. Мельников ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК Произведения новосибирского художни ка Виктора, Николаевича Лагуны много кратно экспонировались на городских, об ластных, зональных, республиканских и международных выставках. Их видели в Пакистане, Соединенных Штатах Америки, Бельгии, Югославии, Германской Демо кратической Республике, Финляндии, Поль ше, Японии, Италии, Федеративной Рес публике Германии. В Брюсселе тепло от зывались об изящной чайнице, в Токио — о миниатюрной бисерчице, расписанных В. Н. Лагуной по мотизам сказки «Алень кий цветочек», в Лейпциге восхищались черно-лаковой шкатулкой «Партизанская песня»; панно «Хоровод свадебных троек» украшает Дом кубинско-советской друж бы в Гаване. Американский ученый Джо зеф Форд в 1974 году, в книге отзывов, назвал Лагуну «прекрасным художником старой Руси», а время, проведенное в его мастерской, «необыкновенно приятным и счастливым». Финский график Норма Пииронен считает художника «великим ин терпретатором национальной русской тра диции в искусстве» (1975 г.). Можно при водить и другие высказывания иностран цев, которых поразили самобытность, «звучность» и щедрость таланта. Но впол не его оценить, пожалуй, могут только со отечественники. Многие десятки русских людей писали о восторге, потрясении, ощущении «празд ника надолго» после встречи с произве дениями В. Н. Лагуны. Группа творческой интеллигенции (О. Рыжов, Л. Семирекова и др.) писала: «Здесь не просто русский дух. Здесь — сама Русь!.. Спасибо за но вое открытие Руси. Сегодня мы стали бо лее богатыми». Соотечественники не пишут о Лагуне, как о певце «старой Руси», и не называют художника интерпретатором (пусть даже великим!), они видят в нем творца, созда теля самобытных и неповторимых произ ведений искусства, видят органическую связь его творчества с нашей советской действительностью. Это неплохо выразил актер Н. Курочкин в своем отзыве: «Спа сибо за Русь! Когда смотрю Ваши работы, я невольно переношусь в те далекие вре мена,— но в то же время острее воспри нимаю нашу действительность!» Изображение русской старины для, ху дожника — не самоцель, а средство по знания сложной, подчас противоречивой жизни, средство осмысления современно сти и посильное обогащение культуры на ших дней. Многие отмечают «праздничность» про изведений Лагуны. И это верно. Его ис кусство, доброе, светлое, праздничное, от личается удивительной пластичностью, му зыкальностью, тонким лиризмом, согрето глубоким чувством и пронизано философ ской мыслью. Каждый, кто пишет или го ворит о творчестве Лагуны, обязательно отмечает его палехские основы. Художник действительно вышел из знаменитой палех ской школы. Но творчество его давно уже вышло за рамки палехского живописного стиля, стало новым явлением в декоратив ном искусстве. Путь к мастерству Виктор Николаевич Лагуна — сибиряк. Родился в городе Канске в 1930 году. Рос и учился в Новосибирске. Здесь и сделал первый шаг к искусству. В годы Великой Отечественной войны при городском пар ке имени Кирова работал кружок изобра зительного искусства. В нем не только давали первичные навыки владения кистью, но и приобщали детей к общественно-по лезному труду. Кружковцы расписывали деревянные игрушки для детских садов и детских домов. Это в высшей степени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2