Сибирские огни, 1981, № 7

ИСКУССТВО М. Мельников ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК Произведения новосибирского художни­ ка Виктора, Николаевича Лагуны много­ кратно экспонировались на городских, об­ ластных, зональных, республиканских и международных выставках. Их видели в Пакистане, Соединенных Штатах Америки, Бельгии, Югославии, Германской Демо­ кратической Республике, Финляндии, Поль­ ше, Японии, Италии, Федеративной Рес­ публике Германии. В Брюсселе тепло от­ зывались об изящной чайнице, в Токио — о миниатюрной бисерчице, расписанных В. Н. Лагуной по мотизам сказки «Алень­ кий цветочек», в Лейпциге восхищались черно-лаковой шкатулкой «Партизанская песня»; панно «Хоровод свадебных троек» украшает Дом кубинско-советской друж­ бы в Гаване. Американский ученый Джо­ зеф Форд в 1974 году, в книге отзывов, назвал Лагуну «прекрасным художником старой Руси», а время, проведенное в его мастерской, «необыкновенно приятным и счастливым». Финский график Норма Пииронен считает художника «великим ин­ терпретатором национальной русской тра­ диции в искусстве» (1975 г.). Можно при­ водить и другие высказывания иностран­ цев, которых поразили самобытность, «звучность» и щедрость таланта. Но впол­ не его оценить, пожалуй, могут только со­ отечественники. Многие десятки русских людей писали о восторге, потрясении, ощущении «празд­ ника надолго» после встречи с произве­ дениями В. Н. Лагуны. Группа творческой интеллигенции (О. Рыжов, Л. Семирекова и др.) писала: «Здесь не просто русский дух. Здесь — сама Русь!.. Спасибо за но­ вое открытие Руси. Сегодня мы стали бо­ лее богатыми». Соотечественники не пишут о Лагуне, как о певце «старой Руси», и не называют художника интерпретатором (пусть даже великим!), они видят в нем творца, созда­ теля самобытных и неповторимых произ­ ведений искусства, видят органическую связь его творчества с нашей советской действительностью. Это неплохо выразил актер Н. Курочкин в своем отзыве: «Спа­ сибо за Русь! Когда смотрю Ваши работы, я невольно переношусь в те далекие вре­ мена,— но в то же время острее воспри­ нимаю нашу действительность!» Изображение русской старины для, ху­ дожника — не самоцель, а средство по­ знания сложной, подчас противоречивой жизни, средство осмысления современно­ сти и посильное обогащение культуры на­ ших дней. Многие отмечают «праздничность» про­ изведений Лагуны. И это верно. Его ис­ кусство, доброе, светлое, праздничное, от­ личается удивительной пластичностью, му­ зыкальностью, тонким лиризмом, согрето глубоким чувством и пронизано философ­ ской мыслью. Каждый, кто пишет или го­ ворит о творчестве Лагуны, обязательно отмечает его палехские основы. Художник действительно вышел из знаменитой палех­ ской школы. Но творчество его давно уже вышло за рамки палехского живописного стиля, стало новым явлением в декоратив­ ном искусстве. Путь к мастерству Виктор Николаевич Лагуна — сибиряк. Родился в городе Канске в 1930 году. Рос и учился в Новосибирске. Здесь и сделал первый шаг к искусству. В годы Великой Отечественной войны при городском пар­ ке имени Кирова работал кружок изобра­ зительного искусства. В нем не только давали первичные навыки владения кистью, но и приобщали детей к общественно-по­ лезному труду. Кружковцы расписывали деревянные игрушки для детских садов и детских домов. Это в высшей степени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2