Сибирские огни, 1981, № 7

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОПЕЯ 13 Когда-то, в далекие времена, у монголов было синее знамя, символизирующее чистое и вечное небо. И старинное изречение гласило: «Отец наш — вечное, синее небо, мать наша — гористая, золотая земля». Шестьдесят лет назад монгольские кочевники совершили революцию и подняли над головой новое знамя, озаренное алым светом утренней зари новой эры челове­ ческой истории — зари Великого Октября. 26 ноября 1924 года на Первом Великом Народном Хурале была .провозглашена Монгольская Народная Республика и утверждены государственный герб, флаг и гимн. С тех пор вот уже более пятидесяти лет величественно реет над свободным, счастливым народом красное с синей полосой знамя, на котором вышита золотом 'первая буква старинного монгольского алфавита — «Соёмбо». Одна единственная бук­ ва! Но она несет в себе целую философию монгольской государственной мудрости. Буква эта состоит из одиннадцати элементов: трехязыкового пламени, солнца, полу­ месяца, двух рыб, двух треугольников, двух вертикальных и двух горизонтальных прямоугольников. В своей совокупности они составляют идеограмму, которую можно расшифровать следующим образом: «Да живут монгольский народ и монгольское го­ сударство!» Такую же емкую мысль заключает в себе герб нашей республики. На нем изо­ бражен всадник на белом коне, который стремительно скачет по привольной степи навстречу солнцу, восходящему из-за зубчатых гор. Всадник-монгол совершил уди­ вительный скачок из глубины кочевого феодализма в светлый мир социализма. Монголия — страна монахов, кочевников и баранов ушла в прошлое. Благодаря мудрому руководству народно-революционной партии и героическому труду нашего народа, братской помощи и верной дружбе с народами Советского Союза, братских стран социализма, Монголия скотоводческая превращается в страну аграрно-индуст­ риальную. И на государственном гербе республики вместо изображения пяти видов скота появились в 1960 году колосья пшеницы вокруг всадника, а внизу — белая ше­ стеренка. Воплощение в МНР ленинского кооперативного плана привело к коренному по­ вороту не только в жизни тружеников села, но и в историческом развитии всего об­ щества. Неуклонно развивается социалистическое сельское хозяйство, возрастает его техническая оснащенность, происходит интенсификация сельскохозяйственного про­ изводства, значительно укрепились сельскохозяйственные объединения и госхозы. С освоением целины и развитием зернового хозяйства земледелие выделилось в са­ мостоятельную отрасль сельского хозяйства, что дает возможность обеспечить внут­ ренние потребности в хлебе за счет собственного производства. Отмечая славную шестидесятую годовщину народной революции, Всадник-Мон­ гол стремится к светлому будущему, при котором Монголия будет называться инду­ стриально-аграрной страной. И я вижу: у отрогов гор, На горизонте, видимые еле, Мчат всадники, вступив с простором в спор. Стремясь к своей далекой светлой цели!.. Транссибирская магистраль дружбы Революция пришла к монголам через Сибирь. В этом убежден каждый монгол. Революционные идеи, сначала преодолев вековую глушь Сибири, стали проникать и в обездоленную Монголию. Царское правительство загоняло лучшие умы России в сибирское захолустье, в ссылку, А они, верные высоким идеалам, превратили цар­ скую ссылку в «командировку» революционной агитации. Один из них — Кюхельбе­ кер писал: На диком берегу Онона я сидел, Я, чьей еще младенческой печали Ижора и Нева, задумчивы, внимали, Я (странный же удел).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2